Мотоблок МТЗ-05 история моей эксплуатации (часть 1)

jpg» hspace=»5″ vspace=»5″ width=»150″ height=»69″ align=»left» />Хочу рассказать вам историю о мотоблоке МТЗ-05 и как он эксплуатировался у нас в семье. Мы его купили в 1989 году, на заказ привезли из Белоруссии, как в то время это можно было сделать только по знакомству. Почему на заказ и «по блату»? — а вы посмотрите какой год. В то время мне было всего 12 лет. В комплекте с мотоблоком, шли сразу плуг, борона, культиватор, сенокосилка сегментная, окучник и тележка, да и ещё очень важное устройство сцепка универсальная. Сам мотоблок представлял из себя двигатель объединённый через переходную плиту и шестеренчатой коробкой передач (КПП), которая состояла из 6 ступеней — 4 передний и двух задних. К верхней крышки КПП была приварена штанга управления мотоблоком. На штанге имелись все необходимые для управления органы в том числе и рычаги переключения передач.
Итак рассмотрим более подробно двигатель УД-15 — он был производства Казахстан г. Петропавловск. По описанием многих знатоков УД-15 это тот же двигатель СК-12, только в дополнее ко всему оборудован регулятором оборотов номинальной мощности. То есть двигатель УД-15 должен был работать по идеи на оборотах номинальной мощности, а именно 3000 об\мин. Режим холостого хода у двигателя УД-15 тоже был, но на малом газу двигатель даже при небольшой нагрузке работал не совсем устойчиво, может быть конечно это был дефект конкретно моего экземпляра. Почему минский тракторный завод решил использовать УД-15 а не СК-12 для меня также загадка. На самом деле не так был важен двигатель, который я в последствии я поменял на Briggs&Stratton VanguardTM OHV 7.5 л.с. МОДЕЛЬ 138400. Но это чуть позже.
Сейчас я расскажу по пунктам, о навесном оборудовании для мотоблока МТЗ.
Начну с первого и самого неприятного — сцепки универсальной модели СЦ-00. Как показала практика её эксплуатации у неё не совсем правильная конструкция или недостаток. Дело в том, для того чтобы переставить одни орудия на другие требуется достаточно много усилий по выбиванию трубы квадратного сечения сцепки из трубы навесного орудия, будь то плуг или культиватор. А отчего такое происходит? Очень просто, мне кажется что при сильной фиксации болтом с гайкой орудия и сцепки универсальной происходит деформация трубы квадратного сечения. Далее стержень сцепки универсальной зажимается и без шаманства и аккуратного выбивания орудие невозможно демонтировать. В остальном сцепка показала себя достаточно надёжной. На ней расположена рукоятка регулировки с крупной резьбой, с помощью которой можно регулировать в процессе работы углы установки навесных орудий.
Плуг-выкопщик модели ПЛ. Может быть у меня почвы оказались тяжёлыми (вроде суглинок). Но через год эксплуатации плуг погнулся по раме — пришлось усилить, приварив куски арматуры на него, после этого проблема с надёжностью решилась. На плуге также был установлен нож, по инструкции с помощью данного устройства, можно было перепахивать целину. Но на самом деле немного не так, маловат вес у мотоблока.
Теперь собственно работа с плугом — мне она доставляла если не удовольствие, то удовлетворение. Глубина вспашки которую мне удавалось достигать при работе с плугом на тяжёлых суглинистых почвах 18-20 см. При этом соседи, работающие через ограду Лучом, Невой, пашут заметно выше мельче на 14-17 см. Ну на мотоблоке 100 (Луч) и 140 (МТЗ) кг уже есть разница в тяговом усилии. В любом случае если на огороде сыро на нем лучше не пахать, что Лучом, что более тяжёлым МТЗ — намучаетесь.
На самом деле намучатся можно и на достаточно лёгкой почве, отрегулировав неправильно или вообще не отрегулировав плуг. Первоначально необходимо отрегулировать захват плуга, путём установки угла на сцепке универсальной и её поворота в вертикальной плоскости, путём ослабления двух болтов. При этом необходимо, добиться так, чтобы плуг делал борозду, левое колесо при втором и последующих проходах шло по её гребню (невспаханному), а правое наоборот ехало по дну борозды, затем плуг как бы зарывает колею от правого колеса. Далее оператор не должен вытаскивать или наоборот углублять плуг, при «втыкании» в землю он должен идти ровно и легко. Угол установки плуга в горизонтальной оси регулируется опять на сцепке, ну уже ни как в первом случае двумя болтами, а регулировочной ручкой. И третья очень важная регулировка, про которую пользователи забывают и от неё бывают мозоли — установка правильной высоты ручек на рулевой штанге мотоблока. Правильно отрегулированным плугом можно работать целый день и не устать, а если не отрегулировать можно убиться за 5-10 минут. Производительность вспашки МТЗ-05, которой достигал я 4-5 соток в час. Вспашку почвы я обычно выполняю на второй передаче, если принципиально сделать крупнокомковатую поверхность земли (вспашка осенью), то медленнее на первой передаче. Колеса при вспашке как правило металлические. Раньше на легких почвах справлялся и на резиновых колесах, теперь в связи с заменой двигателя на Briggs&Stratton мотоблок похудел на 10-12 кг и уже при вспашке легко не идет.
Да еще важно отметить, что плуг не является оборотным, поэтому я пашу либо в свал, либо в развал. Или если нет возможности так пахать пячусь аккуратно назад и делаю следующий проход.
Кроме функции перепашки производитель также рекомендует использовать плуг как выкопщик для различных корнеплодов. Честно говоря даже не решился использовать этот плуг для таких операций — купил отдельный выкопщик.
Культиватор для мотоблока достаточно простой, но хорошо показавший себя в плене надежности, единственное, что необходимо проверять это все болты. Культиватор легко рыхлит почвы на 8-12 см.
Борона КБ-1,6 — скажу честно, что не разу не пользовался. А зачем есть ведь культиватор, — на будущее владельцам покупайте что-то одно.
Прицеп П-05 — показа себя достаточно надежный. Под сиденьем есть ящик, куда я складываю всякие инструменты. Прицеп оборудован механическими тормозами, есть стояночный ножной тормоз. Перевозил на нем много чего и всего. Для перевозки сена пришлось нарастить борта, сделали с отцом из деревянных досок и толстых металлических пластин, получилось как будто сделано на заводе. Кроме того приварили спинку к сиденью, очень качалась.
Косилка сегментная КН — это самая неудачная конструкция навесного из всего спектра оборудования которая когда-то у меня эксплуатировалась, поработал 10 минут, протяни и законтрогай все болты. Если этого не сделать, то косилка разлетиться, что собственно она у меня и сделала. Смотрел по различным Интернет форумам и объявлениям, видел множественные запросы по поводу запчастей для данной косилки, — хотел вначале её восстановить (интересно зачем). Потом решил этого не делать, т.к. запчастей просто нет, и купил травокосилку фирмы Хускварна, но это другая история.
Окучник навесной ОК — регулируется по высоте и по размаху крыльев. Конструкция по регулировке крыльев оказалась не совсем крепкой. Она представляла собой регулировочные планки с отверстиями, которые в тяжёлой почве могут погнуться. Кроме того фактически за один проход плуг может теоретически обработать сразу две грядки, и это получается, только подсыпает под картошку он достаточно невысоко — поэтому приходиться проходить по одной борозде 2-3 раза. Под окучивания картошке в легкой земле орудие идеальное, если его рассматривать как инструмент для первоначального нарезания грядок — у меня не получилось ничего хорошего. В нашей почве тяжело удержать ровно мотоблок при нарезании гряд.
Продолжение следует…

2008-02-05 13:00:27
Спасибо. Почитал - интересно. Жду второй части. P.S. У самого такой мотоблок - но сейчас стоит (не заводится).
admin
2008-02-07 18:05:37
Приветствую, А что случилось с вашим мотоблоком, почему не заводится? Какой двигатель установлен, опишите симптомы, мы его вам "оживим". Я думаю это небольшая проблема. <p> с уважением, Администратор сайта dm-st.ru </p>
2008-02-15 11:51:55
Здравствуйте! Двигатель УД-15. Почему не заводится точно не скажу. Но мотоблок прошел кучу "очумелых ручек", поэтому настроек заводских не осталось в принципе. А случилось все так. Поехали однажды в лес, и мотоблок немного забуксовал в луже, а потом взял и заглох. Завести не получилось - пришлось на себе домой тащить (благо недалеко уехали). Потом уже дома отец со знакомым пытались завести, но нечего не вышло - так и оставили. Кстати с заводкой вообще проблема - накладной троссовый стартер практически развалился, а педаль почему то периодически проскальзывает по шестерне коленвала (не сцепляется) и при этом часто не возвращается обратно. Если схватывается с шестерней, то сопротивление нормальное, т.е. компрессия есть. Я в сентябре прошлого года решил сам попробовать с ним повозиться. В общем провозился несколько дней, но нечего не получилось. Вроде искра, при прокрутке коленвала проскакивает, свеча влажная (т.е. бензин поступает). Кстати сначала не того не другого не наблюдалось, но после регулировки магнето и промывки карба и то и другое проявилось. Пару раз заводился. Первый раз центробежный регулятор оборотов бесконечно, то повышал, то понижал обороты и в конце концов заглох. Второй раз работал нормально, но через минуты три просто взял и заглох без всяких снижений оборотов (бензин поступал). Остальные попытки увенчиваются только небольшими хлопками и слабым дымком из выхлопной. Есть подозрение на магнето, но как его настроить так и не понял, да и шлицы у всех винтов разбиты жутко (т.е. крутили его много раз и от души). Самая большая проблема в том, что что то непонятное с пусковой педалью - почему проскальзывает иногда по шестерне (зубцы и у педали, у шестерни не сточены). Так что выходит, пока нечем толком и завести то. А коленвалу спереди подлезть не получается - незнаю как снять маховик. Давали совет сделать спереди шкив и заводить дерганием веревки, намотанной на нее, но я так четко и не понял как этот шкиф сделать. Да, еще сочится масло спереди из под коленвала. Так что будем дальше ковыряться с наступлением тепла. Буду очень признателен за любйю помощь.
Anonymous
2008-06-15 10:51:14
Здравствуйте!Для снятия маховика в запчастях должен был лежать съемник.Сначала откручиваете ..., которая зацепляется со стартером при запуске(не знаю как она правильно называется) ставите съемник и оп -ля. Если есть книжечка по эксплуатации там всё прекрасно расписано
Anonymous
2008-06-15 14:13:21
P.S. Зажигание ещё может быть сбито. Снимите магнето полностью, предварительно нанесите метки ,что бы не забыть как оно стояло, там должна стоять переходная муфта из текстолита, она может быть расколота, поэтому и не заводится...Магнето подходит с какого-то мопеда старого, название не помню
admin
2008-06-18 15:11:40
<p>двигатель уд-15 я продал более 5 лет назад. Автор двух постов прав на 100%. Точно был съемник маховика, а зажигание регулируется открутив два винта на магнето. По поводу мопеда, что то  я сомневаюсь. Великовато оно для мопеда, скорее всего мотороллер. Знаю что производили его в г. Самара. </p><p>с уважением, Администратор сайта dm-st.ru </p>
kp61
2009-01-30 15:24:36
Подскажите какое масло из импортных заливать в трансмисию мтз05. Очень много разных мнений.
romm
2009-02-02 00:09:33
<a href="http://www.shematic.net/page-3.html">схемотехника</a> скачать схему <a href="http://en.shematic.net/page-5.html">Aerials</a> Circuit Boards <a href="http://en.shematic.net/page-10.html">Car Electrical Equipment</a> Electronic Devices for Car <a href="http://en.shematic.net/page-9.html">High-stable Power Supply</a> Powerful Power Supply <a href="http://www.ntonmobile.org.ua/cat-14.html">GPS навигаторы GlobWay</a> GPS навигаторы Prestigio <a href="http://www.tropics.org.ua">Острова Карибского моря</a> Малайзия <a href="http://en.shematic.net/page-1.html">Converters</a> Circuit Engineering <a href="http://www.shematic.net/page-9.html">Источники питания</a> Схемы источников питания <a href="http://www.shematic.net/page-6.html">схемотехника</a> электроника <a href="http://www.ntonmobile.org.ua/cat-5.html">Цены на КПК</a> Купить коммуникатор <a href="http://www.ntonmobile.org.ua">USB Flash накопители</a> Стартовые пакеты <a href="http://www.ntonmobile.com/cat-35.html">Авто зарядні пристрої</a> Купити авто зарядні пристрої <a href="http://www.textreferat.com">скачать реферат</a> контрольные <a href="http://www.ntonmobile.com/cat-32.html">Купити зарядний пристрій</a> Зарядні пристрої Nokia <a href="http://en.shematic.net/page-2.html">Electric Intensity</a> Electric Energy Flux Density <a href="http://www.ntonmobile.com/cat-44.html">Кабелі та перехідники</a> Купити перехідник <a href="http://en.shematic.net/page-7.html">Laser Equipment Circuits</a> Laser Scanner <a href="http://www.ntonmobile.org.ua/cat-38.html">Купить аккумуляторною батарею</a> Аккумуляторные батареи Motorola <a href="http://www.shematic.net/page-7.html">схемы</a> скачать схему <a href="http://www.ntonmobile.com/cat-29.html">Провідні гарнітури SonyEricsson</a> Купити провідну гарнітуру
gsm.44
2009-03-01 20:35:13
Очень познавательно и интересно. Хочется почитать продолжение и описание технологии вспашки и культивации с окучиванием
NAP
2009-03-15 19:42:33
Позвольте не поверить в то что МТЗ может пахать так глубоко. Абсолютно непонятна регулировка ширины захвата двумя болтами (бред конструктора). Почему это поддерживает автор ?????? На первой скорости пахать практически не возможно по причине совсем малой скорости. Плуг при такой скорости даже теоретически работать не может Не та конструкция. Рыть будет но не пахать. Реально 3 скорости мало для такой констркции плуга.
Саня
2009-03-21 16:52:22
Если хочеш, чтобы работало нормально, трансмиссионку, я залил самую простую 80W90 точно не помню, производитель любой, единственный минус, пока КПП не нагреется, сцепления почти нет, то есть выжал, мотоблок идёт, но затем когда нагреется всё в порядке, лечится просто, во что нибудь упереть, включить 3-ю передачу и не отпускать сцепление, в выжатом состоянии масло и диски быстро в самом сцеплении прогреются и всё станет на место. Это проблемы так называемого сцепления в масляной ванне.
Саня
2009-03-21 16:59:36
Купил МТЗ только этой осенью, выкопал картошку, вспахал 2 огорода, 3-й передачи хватает за глаза, ссылку я скидывал, можно посмотреть в моих сообщениях, скорость на 3-й передаче почти как у коня при вспашке, сам пахал конём, есть с чем сравнивать, регулируется не 2-мя болтами, а 4-мя болтами и рукояткой, то есть регулируется наклон плуга относительно тягача по тангажу, крену и поворот в право, влево. глубина вспашки, коню и не снилась, глубже не надо, ширина от 10 до 20 см, видимо это свойства плуга, но земля за ним действительно рассыпается и ложится ровно.
2009-03-30 13:31:23
ОТвечаю на твой вопрос:У меня стоит две коробки и пашу я четвертая пониженая.Этими каробками я лигулирую скорость движения.Задний мост ГАЗ51 создаёт такой вес что калеса непробуксовывают и срвбатывает блокировка заднего маста
VOVANKRAVA
2009-05-25 21:46:31
Здравствуйте!У моего отца мотоблок МТЗ 0.5, мы сделали из него трактор.Приделали переднюю ось из швелера и т.п.Но проблема в том, что при работе очень покрывается нагаром(сажею) свеча.Механизм регулировки газа мы отключили,чтобы можно было самому газовать.Масло он не берет, потому что кольца новые от запорожца.Один мужик , у которого такой же посоветовал постоянно держать высокие холостые,но это тоже не помогает. Подскажите пожалуйста что можно сделать!Уже измучились менять свечи,кстати даже свечи разные ставили.
a56lex
2010-06-04 10:07:41
Мне помогла замена карбюратора К16 на К45М3. Старый К16 отработал 15 лет и мотоблок часто глох. После чистки свечей ( у меня МТЗ двухцилиндровый) как правило заводился, но глох при опускании морды вниз.Карб нашёл по интернету. Кстати интересующимся магнето - электронное магнето 1302.3728 изготавливает Самарское ОАО "Завод Магнето". Высылают в любое место. Даю телефон: (846) 926-16-46 А отключать центробежный регулятор не рекомендуется.На оборотах выше номинальных высок процент выхода из строя двигуна. Имею "техническое описание и инструкцию по эксплуатации мотоблока МТЗ -о5 с каталогом деталей и сборочных единиц", а также "Техническое описание и инструкцию по эксплуатации УД-15; УД-25 ". Все в электронном виде. Нуждающимся вышлю на мыло за символическую цену. Извините, сам покупал.
SASHA80
2011-04-10 18:37:39
НУЖНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДЛЯ УД-15 ,УД-25
Марианна
2014-06-02 13:01:28
Перебрали после поломки мотоблок. Искра есть. Но не знаем,правильно ли установили электронное магнето. Где можно найти схему правильной установки электронного магнето на мотоблок МТЗ-05,двигатель УД-25 4-х тактный?