ХОДОВАЯ ЧАСТЬ, ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ МИНИ-ТРАКТОРОВ. Ходовая часть

 

Ходовая часть мини-тракторов служит для преобра-зования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение агрегата. Она состоит из несущей системы и движителя. Несущая система является остовом мини-трактора, на котором крепятся все агрегаты и узлы и который воспринимает действующие на мини-трактор усилия.

Движитель переносит подведенную от двигателя через трансмиссию мощность на остов и сообщает мини-трактору поступательное движение. 
Остовы (несущие системы) бывают рамные, полурамные и безрамные.

 

Рамный остов представляет собой сварную раму из стального проката определенного профиля, на которую устанавливают все агрегаты (см. рис. 1.18). Полурамный остов — это объединенная конструкция отдельных корпусов трансмиссии и балок полурамы (см. рис. 2.3). Безрамный остов представляет собой общую жесткую систему, состоящую из корпусов механизмов трансмиссии и двигателя (см. рис. 2.7). У микротракторов полу-чила распространение безрамная несущая система (остов), состоящая из корпусов силового агрегата и трансмиссии, а также конструкции с шарнирным сочленением передней и задней осей.

Шарнирно сочлененное соединение состоит из двух полурам (см. рис. 1.8, ж), соединен-ных между собой шарниром, который позволяет полурамам поворачиваться относительно друг друга в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Такая конструкция позволяет поворачивать микротрактор при неуправляемых колесах. Несущей системой мотоблока «Мепол-Терра» при агрегатировании его с косилочными и коммунальными орудиями является ведущий мост Т-325 (см. рис. 2.5, поз. 10). Этот мост (рис. 5.1) состоит из пары ходовых колес 9, устанавливаемых на ведущие шестигранники оси 6, шайбы 5 с шестигранником, гайки, фланцев 2 и 3 и защитных листов 1 и 4.

Ведущий мост к редуктору присоединяется четырьмя болтами. Между фланцем 3 и корпусом редуктора 7 установлены защитные листы (правый / и левый 4). На ведущие шестигранники редуктора 7 с обеих сторон надеты колеса 9 таким образом, чтобы стреловидные грун-тозацепы на шинах были обращены стрелами вперед по ходу движения мотоблока. Через отверстие в правом колесе вставляется ось 6 так, чтобы она вошла своим шестигранником в отверстие. На конец, вышедший из левого колеса, надеты шайба 5 с шестигранником, пружинная шайба и гайка. На внутренней стороне колес могут быть установлены балластные диски 8.

Одним из важных эксплуатационных качеств мини-тракторов является проходимость, которая определяет их способность выполнять различные технологические процессы (в агрегате с орудиями) с наибольшей производительностью в различных природных и почвенноклиматических условиях. Проходимость во многом зависит от тягово-сцепных свойств агрегатов и конструктивных параметров их ходовой части, в частности таких, как ширина колеи и дорожный просвет. Дорожный просвет (клиренс) — это расстояние от почвы до нижних точек мини-трактора. Колеей называется расстояние между серединами профилей шин колес одной оси.

Колея мотоблока или микротрактора должна быть увязана с шириной междурядий и шириной захвата агре-гатируемой машины. Увеличение ширины колеи повышает устойчивость агрегатов при использовании в горах и на косогорах, но ухудшает управляемость, особенно мотоблоков и мотоорудий без специальных механизмов (дифференциала, муфт отключения колес и др.), поэтому у большинства мини-тракторов ширина колеи регулируема.

Например, у мотоблока «Кутаиси Супер-600» ширина колеи составляет от 332 до 480 мм, у мотоблока «Мепол-Терра» — от 350 до 610 мм, у мотоблока «Гутброд U-700» ширина колеи изменяется бесступенчато от 420 до 660 мм с помощью скользящего фланцевого фиксатора, у микротрактора «Раба-15» — от 700 до 1000 мм. Пределы изменения ширины колеи для мотоорудий, мотоблоков и микро-тракторов других моделей были приведены в табл. 1.1 и 1.2. В табл. 5.1 представлены значения параметров ходовой части мотоблока МТЗ-05 при его работе с разными сельскохозяйственными орудиями.

Схема регулировки колеи этого мотоблока показана на рис. 5.2. Регулировка производится путем изменения положения колес относительно корпуса трансмиссии или ободьев с шинами — относительно дисков колес. Для изменения ширины колеи от 600 до 450 мм необходимо выполнить следующее:

 

1) ослабить гайки крепления дисков к ободьям обоих колес; 
2) приподнять мотоблок так, чтобы оба колеса не касались грунта; 
3) отвернуть гайки и вынуть болты крепления дисков к ободьям обоих колес; 
4) перевернуть шину с ободом одного из колес на 180 ° и закрепить ее болтами на том же диске в положении, указанном на рис. 5.2; 
5) повторить действия, указанные в п. 4, с другим колесом; 
6) опустить мотоблок на грунт и крепко затянуть гайки крепления ободьев обоих колес к дискам.

 

Для получения ширины колеи 700 мм из положения 600 мм колеса в сборе меняют местами, не поворачивая их в пространстве (устанавливаются вогнутой стороной диска наружу). При таком способе шины с развитым направленным протектором (например, косая елка) ока-зываются после перестановки в правильном положении.

Дорожный просвет (клиренс) мотоблоков и микро-тракторов не только определяет их проходимость, но имеет и важное технологическое значение. Большой дорожный просвет обеспечивает возможность использования агрегатов без повреждения растений, в частности при формировании и обработке гряд в овощеводстве, работе на затопленных рисовых полях и других операциях на грунте со сложным рельефом.

Однако увеличение дорожного просвета обычно сопровождается большей высотой центра тяжести, а следовательно, и снижением поперечной и продольной устойчивости, что особенно проявляется при эксплуатации агрегатов в горных условиях и на крутых косогорах. Поэтому в этих случаях должны исполь-зоваться мини-тракторы с низким расположением центра тяжести, которые обычно имеют малый дорожный просвет. Например, у мотоблока «Кутаиси Супер-600» его величина равна 168 мм, а у мотоблоков МТЗ-05 и М-5 — 300 и 325 мм.

Основу движителей мини-тракторов составляют, как правило, колеса, при взаимодействии которых с грунтом (дорогой) реализуется сила тяги, приводящая агрегаты в движение. От типа, размеров и числа ведущих колес на мини-тракторе зависит эффективность реализации этой силы тяги, а следовательно, и эффективность работы всего агрегата. По числу колес мини-тракторы могут быть одно-, двух-, трех- и четырехколесными.

Одноколесный движитель нередко используется на мотоорудиях и мотоблоках. Чаще всего он выполняет вспомогательные функции в качестве опорного (транспортировочного) колеса, не получающего привод от двигателя. Это колесо можно переставлять в различные положения, вплоть до его подъема высоко вверх, как это имеет место, например, в мотоблоке «Роби-151» (см. рис. 2.4) при комплектации его почвенной фрезой взамен основных ведущих колес. Ведущий одноколесный движитель применяет фирма «Агрия» на своих мотокультиваторах «Агрия-2100» и «Агрия-3100» (рис. 5.3, см. вклейку), а также на мото-косилках «Агрия-601».

Преимущества такого движителя состоят в относительной простоте конструкции и возможности использования его при различной ширине междурядий, а кроме того, — малой собственной ширине. К недостаткам таких движителей относится малая устойчивость мотоблока, что увеличивает физическую нагрузку оператора. Опорные колеса для многих зарубежных моделей мотоблоков входят в комплект дополнительного оборудования, которое повышает удобство агрегатирования и эксплуатации.

Двухколесный ведущий движитель используется на подавляющем большинстве моделей мотоорудий и мотоблоков, причем нередко практикуется установка сдвоенных (например, фирмы «Разант» на мотоблоках «Юниор» и «Коммунал») и даже строенных шин; в последнем случае мотокосилка может надежно работать на косогорах крутизной до 45° (см. рис. 1.2). В некоторых случаях, например на мотокультиваторах МК-1 «Крот», применяются два опорных (транспортировочных) колеса 6 (рис. 5.4, см. вклейку), не имеющих привода от двигателя.

Колеса 6 с шинами 8 вращаются на осях с выполненной на внешней стороне шестигранной головкой 7, а на их внутренней стороне помещена гайка, с помощью которой колесо закрепляется на поворотном рычаге 3. Поворотный рычаг может иметь два положения: горизонтальное, которое представлено на рис. 5.3 и обеспечивается болтом 2, являющимся осью поворота рычага 3, и болтом 5, скрепляющим рычаг с упором 4; вертикаль-ное, когда после удаления болта 5 рычаг 3 поворачивают вниз вокруг оси болта 2, а затем фиксируют болтом 5, вставленным в отверстие 9 на раме 1.

Первое из этих положений является рабочим (когда колеса подняты и движение производится на почвенной фрезе), а второе- транспортировочным (когда мотокультиватор перемещается оператором к месту работы). Трехколесные движители имеют специализированные мотокосилки, рассчитанные на работу с фронтальной и боковой навеской барабанных косилок. В этом случае ведущими являются два передних колеса, а заднее — служит для поворота агрегата и привод его от двигателя не осуществляется (см. рис. 1.5).

Четырехколесную ходовую часть имеют микротракторы и микропогрузчики, причем у последних колеса обычно одинакового размера (см. рис. 1.3). Что же касается микротракторов, то их колеса могут быть либо одинакового размера (см. рис. 1.17), либо их передние колеса меньше задних (см. рис. 1.4). Обычно колеса одинакового диаметра устанавливают на микротракторы, имеющие шар-нирно сочлененную раму. Движители мини-тракторов могут комплектоваться цельнометаллическими колесами, имеющими развитые грунтозацепы, колесами с резиновыми шинами — сплошными (грузошины) или пневматическими. Наибольшее распространение получили колеса с пневматическими шинами.

Такое колесо состоит из металлической части (обода и диска) и эластичной части — шины. Со-единение обода с диском может быть выполнено сваркой, заклепками или болтами. В последнем случае соединение обода и диска является разборным: его разбирают при монтаже шины или изменении ширины колеи (см. рис. 5.2). Ободья могут быть плоскими или глубокими. На мотоблоках в большинстве случаев применяют плоские ободья, на микротракторах — глубокие.

Цельнометаллические колеса придаются обычно в комплект дополнительного оборудования мотоорудий, мотоблоков (например, мотоблока МБ-1, рис. 5.5, см. вклейку) и микротракторов. Они предназначены для использования в условиях, когда необходимо обеспечить высокое значение коэффициента сцепления колеса с грунтом, чтобы получить необходимую силу тяги: на вспышке, при обработке затопленных рисовых полей (рис. 5.6) и т. д. Сплошные шины применяются на колесах, имеющих пониженные динамические нагрузки, таких, как транспортировочные (см. рис. 2.4 и 5.4).

Пневматические шины предназначены для уменьшения динамической нагрузки на мини-трактор и повышения сцепления колес с опорной поверхностью. Такая шина надевается на обод и удерживается на нем бортами, расклиниваемыми по конусным посадочным поверхностям внутренним давлением воздуха. На мини-тракторах обычно применяют камерные шины. Камерная шина состоит из покрышки, камеры и ободной ленты. Покрышка, в свою очередь, включает в себя каркас, протектор, подушечный слой, боковины и борта. Каркас является основой покрышки и сделан из нескольких слоев корда, т. е. прорезиненной ткани, которая придает покрышке требуемые прочность и гибкость.

Протектор способствует надежному сцеплению шины с дорогой или почвой и защищает шину от повреждений. Он выполнен из толстого слоя прочной резины и имеет на наружной поверхности грунтозацепы. В зависимости от почвенных условий применяются шины с грунтозацепами разного рисунка," глубины и различным расстоянием между ними. Слишком малое расстояние между грунтозацепами ухудшает самоочищае-мость шины, способствует залипанию и повышает буксование, а слишком большое — уменьшает площадь контакта шины с почвой и увеличивает буксование.

По условиям прочности внутреннее давление в шине подбирается в зависимости от нагрузки на колесо. Перегрузка шины ведет к сокращению срока ее службы. Давление в шинах должно обеспечивать хорошее сцепление колес с почвой при наименьшем сопротивлении качению. На рыхлых и влажных почвах рекомендуется более низкое давление, чем на плотных. При работе на мягком грунте шина с более низким давлением деформируется и образует большую площадь контакта, в результате сцепление с почвой улучшается.

Размеры шин указаны в дюймах или миллиметрах и наносятся на боковую поверхность шины. Шины низкого давления обозначают следующим образом: первая цифра — ширина профиля, вторая, после тире, — диаметр обода колеса. Шины высокого давления тоже маркируют двумя цифрами, из них первая — внешний диаметр покрышки, вторая — ширина профиля. Обозначение может быть смешанное. В этом случае размеры указаны в миллиметрах и дюймах (в скобках). Основные данные по шинам некоторых мини-тракторов приведены в табл. 5.2.

 

Широкое распространение на мотоблоках, микротракторах и микропогрузчиках получают широкопрофильные шины, особенно малого диаметра, которые иногда называют «дерновыми», так как применяются при сеноуборке или кошении газонов. Оборудованные широкопрофильными шинами мини-тракторы из-за снижения давления на грунт обладают повышенной проходимостью, а следовательно, и производительностью и могут использоваться на пере-увлажненных почвах. 
Многие зарубежные фирмы используют на одних и тех же мотоблоках различные размеры шин, например фирма «Стоб» на мотоблоках серии РР2Х использует шины 5,00-12, 6,00-12, 4,00*8 и 4,00-12, что позволяет заметно изменять скорость, а следовательно, и производительность агрегатов.

 

Кроме того, увеличение динамического радиуса колеса приводит к увеличению дорожного просвета, что благоприятно сказывается на технологических возможностях агрегата. В табл. 5.3 приведены значения рабочих скоростей на разных передачах при работе двигателя на полной мощности для мотоблоков «Гольдони Супер Специал-140», оснащенных шинами разме-ром 4,00-8 и 4,00-12 (с внутренним давлением 0,12 МПа), 5,00-12 и 5,00-15 (с внутренним давлением 0,1 МПа) [17].

Колеса на мотоблоках обычно выполняются быстро-съемными, что дает возможность при необходимости быстро устанавливать на них тот комплект колес, который в определенных условиях обеспечивает наиболее высокую производительность агрегата. Так, при обработке почвы применяют цельнометаллические колеса 3 со специальными грунтозацепами (см. рис. 5.5) или сдваивают накладные металлические диски с колесами на пневматических шинах (рис. 5.7, см. вклейку). 

С целью повышения тягово-сцепных свойств и устойчивости мини-тракторов на многих моделях применяют специальный балласт. Для этих целей используют чугунные грузы в виде дисков, устанавливаемых на ободьях колес с наружной 6 (см. рис. 1.12) или внутренней 8 (см. рис. 5.1) стороны. Весьма распространенным является размещение специального балласта в передней части машины, например в микротракторах «Кейс-444» и мотоблоках «Хонда F600» (см. рис. 2.2). На мотоблоке МБ-1 «Нева» для навешивания балласта в передней части предусмотрен специальный штырь /, являющийся универсальным креплением для различных балластных грузов 2 (см. рис. 5.5).