Технические характеристики: Мотоблоки ГЕПАРД-4 имеют долговечные двигатели, мощные зубчатые редуктор и коробку передач (3+1 скорость), 8-тарельчатую фрезу диаметром 32 см и шириной захвата до 120 см, 2 вала отбора мощности, дисковое сцепление, 6-гранные валы фрезы и вес порядка 85-120 кг. К ним относятся модели BL-120 (BENASSI), RL-328 и RL-308 (Meccanica Benassi). Двигатели устанавливаются как бензиновые, так и дизельные, но обязательно профессиональные. В зависимости от модели двигателя в конце обозначения мотоблока добавляется буква: IM — Lombardini бензиновый, L — Lombardini дизельный, К — КАМА дизельный, М — Minsel бензиновый 2-тактный и т.д.
Отличаются ГЕПАРДЫ-4 друг от друга только некоторыми параметрами, которые указывают на способность нести нагрузку, что, соответственно, сказывается на стоимости мотоблока. Например, 6-гранный вал фрезы у модели RL-328 равен 22 мм (размер «под ключ»), у модели BL-120 — 27 мм, у модели RL-308 — 30 мм. Есть и технологическое отличие. Так, модели RL имеют фиксированную ширину колеи колес, что удобно для работ с монокультурой, а у моделей BL колея может изменяться, что позволяет работать в том числе с многочисленными пропашными культурами (картофель, морковь, клубника, лекарственные травы и др.).
В целом же эти модели конструктивно одинаковы, по качеству и надежности друг другу не уступают. А потому берём на складе ближайший к выходу и грузим в автомобиль. Этим ближайшим оказался мотоблок RL-328L с 6,8-сильным дизельным двигателем Lombardini.
Тестируя недорогие мотоблоки, мы понимаем, что возможности их ограничены. Поэтому и не требуем от них чего-либо особенного. Наша задача — найти в них ту изюминку, которая может понравиться будущему обладателю недорогой модели. Например, мотоблок НАДЕЖДА имеет электрический двигатель, что удобно в парниках и теплицах, КРОТ — 2-тактный двигатель, что удобно при работе на склонах, СОЛО-502 — лёгкий мотокультиватор для дачников, умеющий эффективно полоть сорняки и обрабатывать верхний слой почвы.
Мотоблок ГЕПАРД-4 дешёвым не назовёшь, а потому наше отношение к нему более придирчивое.
Прежде всего, внимательно изучаем конструкцию мотоблока:
Фото 1.ГЕПАРД-4 относится к семейству многофункциональных мотоблоков, предназначенных для длительной эксплуатации в любых, даже самых неблагоприятных условиях. Подтверждение этому мы нашли в дизельном двигателе итальянской фирмы Lombardini, известного производителя высококлассных профессиональных движков, и в полностью зубчатой трансмиссии. Ни ремней, ни цепей, столь характерных любительской технике, здесь и в помине нет. Усилие от двигателя передаётся через дисковое сцепление (самая надёжная конструкция из всех известных) и коробку передач на редуктор с зубчатой конической парой. Обращает на себя внимание мощный редуктор, уже один вид которого убеждает, что он выдержит гораздо большие нагрузки по сравнению с цепным или червячным редуктором. В общем, так оно и есть, поскольку за рубежом серьёзные мотоблоки делают именно с зубчатыми колёсами (внешне такие редукторы отличаются от плоских цепных и червячных шарообразной формой). Надёжно выполнена защита редуктора от попадания в него грязи и пыли (по два сальника плюс войлочное кольцо и крышка).
|
|
Фото 2.Что касается коробки передач, то мы имели возможность осмотреть её не только снаружи, а и заглянуть вовнутрь, находясь на заводе в Италии. Фирма «Meccanica Benassi» гордится своими коробками, подчёркивая их относительную простоту и оригинальность конструкции (коробки запатентованы). Действительно, кинематическая схема необычна и содержит «ноу-хау» в изготовлении.
|
|
Фото 3.Далее мы обратили внимание на мощный фильтр очистки воздуха. Воздух очищается не только в фильтрующих элементах, но и проходя сквозь масло. Что приятно — фильтр не требует замены, поскольку он многократного пользования: помыл элемент, поменял масло и работай дальше. Приятная и существенная экономия в процессе эксплуатации (сменные элементы сухих фильтров стоят от 5 до 15 долларов).
|
|
Фото 4.Как и ожидали, все ножи фрезы кованые (особопрочные, самозатачивающиеся). А вот 6-гранный вал фрезы — весьма и весьма мощный козырь по сравнению с круглыми валами, установленными в мотоблоках любительской серии. Тот, кто уже успел поработать с любительскими мотоблоками, наверняка столкнулся с проблемой фиксации тарелок фрезы и колёс. В работе болты-фиксаторы сгибает, сминает, а то и вовсе срезает. Снять с вала фрезу со смятым болтом-фиксатором — большая проблема. В мотоблоке «ГЕПАРД-4» этой проблемы просто не существует, так как здесь фрезу фиксируют от проворота не болты, а грани вала.
|
|
Фото 5.Порадовал нас и руль. Работая, например, с такими мотоблоками, как НЕВА, мы уже свыклись с тем, что через 2-3 часа работы так набивает ладони, что они потом 2-3 дня болят (здесь мы ни в коем случае не ругаем «Неву», т.к. «Нева» имеет другой козырь — низкую цену, и требовать от неё каких-либо серьёзных конструкторских решений было бы безнравственно). В ГЕПАРДЕ-4 этот недостаток устранён. Вибрации, даже с дизельным двигателем, не «рвут душу» и работать длительное время можно очень даже комфортно.
|
|
Фото 6.Отдельно хотим сказать о рычаге аварийной остановки двигателя. Расположен он сверху левой рукоятки и, в случае опасности, достаточно снять ладонь с рукоятки, чтобы двигатель остановился. Это очень удобно и очень эффективно защищает оператора. Была б наша воля, мы бы обязали заводы выпускать все без исключения мотоблоки и мотокультиваторы, как любительские, так и профессиональные, именно с такими рычагами безопасности, а не с тумблерами и уж, Боже упаси, с кнопками (непонятно, как «любители кнопок» умудряются получать Сертификаты на производство).
|
Одним словом, мотоблок ГЕПАРД-4 имеет ряд довольно серьёзных конструктивных преимуществ по сравнению с односкоростными мотоблоками и мотокультиваторами.
Оправдана ли стоимость мотоблока?
Задекларированная цена на ГЕПАРД-4 в 3-4 раза выше цен на любительскую технику. Поскольку мы занимаемся также продажей запчастей к мотоблокам и знаем их стоимость на заводах, мы решили сравнить стоимость отдельных узлов и деталей. Получили такую картину. У любительского мотоблока (мотокультиватора) усилие от двигателя на редуктор передаётся с помощью ремня стоимостью 3-10 долларов США. У ГЕПАРДА-4 эту роль выполняет 4-скоростная зубчатая коробка передач, которая тянет не одну сотню долларов. Роль сцепления в любительском мотоблоке выполняет пластмассовый ролик (3 доллара), а в ГЕПАРДЕ-4 — диски (75-150 долларов). Цепь в редукторе любительского мотоблока и зубчатая коническая пара в ГЕПАРДЕ-4 стоят соответственно 15 и 120 долларов. Не знаем, как у вас, а у нас сложилось впечатление, что любительские мотоблоки декларируют по цене большей, чем они того стоят.
Есть ещё другой показатель стоимости моторной техники — себестоимость одного моточаса. По нашим подсчётам, средняя себестоимость моточаса любительского мотоблока или мотокультиватора составляет 2-3 доллара и более. Многофункциональная техника, на которой установлены «долгоиграющие» двигатели и высококачественные рабочие органы, стоит порядка 0,4 долларамоточас и менее (при расчётах мы не учитывали стоимость топлива). Таким образом, покупая многофункциональную технику, вы сразу должны заплатить в 3-4 раза больше, но в итоге она обойдётся вам в несколько раз дешевле. Впрочем, вы можете и не платить всю сумму сразу, поскольку в Украине уже начали работать механизмы кредитования.
На заметку покупателю: Если вы берёте технику для коммерческих целей, то не стоит рассчитывать на любительскую: двигатели такой техники зачастую негильзованы, не имеют вкладышей, смазка у них упрощена, они не предназначены для длительной работы, капремонты не предусмотрены, а срок службы в 5-10 раз меньше. Их редуктора не выдержат ни вспашки, ни копки, ну, а об агрегатировании прицепа и говорить нечего.
Ну, а теперь за работу!
Фото 7.
Первым делом устанавливаем фрезу. Для глубокой, на штык лопаты, обработки почвы комплектуем 6-тарельчатой фрезой, по 3 тарелки с каждой стороны редуктора. |
|
Фото 8.
Рычагом передач включаем 2-ю скорость и отпускаем рычаг сцепления. Мы не ощутили рывка, как это наблюдается у мотоблоков с ременным приводом (именно в этот момент у любительских мотоблоков сминаются и срезаются пальцы-фиксаторы фрез и колёс). Сцепление быстро, но плавно соединило двигатель с редуктором фрезы. Фреза заработала, мягко врезаясь в почву. Именно, мягко. Другого слова и не подберёшь. Мотоблок ровно и устойчиво пошёл вперёд. Массы мотоблока вполне достаточно, чтобы его не удерживать от выпрыгивания из почвы и не подталкивать вперёд (обычная картина, когда имеешь дело с лёгкими мотоблоками). Надо только слегка покачивать его из стороны в сторону, чтобы редуктор мотоблока «съезжал» в глубину, и прижимать или отпускать сошник, чтобы менять глубину обработки почвы. К качеству рыхления мы претензий не имели. Более того, работу фрезы ГЕПАРДА-4 мы бы приняли за эталон при испытании других моделей мотоблоков и мотокультиваторов. |
|
Фото 9.
Теперь попробуем поработать с плугом. Меняем фрезу на колёса и устанавливаем сзади мотоблока сцепку. На сцепке крепим плуг и опорное колесо плуга. После непродолжительной настройки плуга принимаемся за вспашку. |
|
Фото 10.
Пахать ГЕПАРДОМ-4 — сплошное удовольствие. Без боли в пояснице и мыла на шее. Он не норовит убежать в сторону, его не надо толкать. Слегка придерживая одной рукой, можно идти рядом, и даже не в борозде! В этом случае не так устаёшь, и за день можно вспахать приличный огород. |
|
Фото 11.
Если хорошо настроить плуг и приноровиться к мотоблоку, то идти за ним даже легче, чем просто идти по полю: оператор руками опирается на рукоятки мотоблока, разгружая часть массы тела, а мотоблок слегка тянет вперёд. Легко и комфортно! |
|
Фото 12.
Бытует мнение, что плуг — штука простая. Это глубоко ошибочное мнение. Посмотрите на эти плуги. Каждый из них имеет свою геометрию лемешно-отвальной поверхности и каждый из них по-разному ведёт себя в почве. При удачно подобранном плуге для своей почвы вы будете получать удовольствие от вспашки. С плохим плугом придётся толкать и плуг, и мотоблок. |
|
Фото 13.
Попробовали мы работать и с оборотным плугом. Многие покупатели спрашивают его, часто путая с 2-корпусным плугом, поворотным, клавишным или реверсивным. На фото изображён именно оборотный плуг. Особенность его в том, что он имеет право- и левосторонние корпуса, а достоинство заключается в том, что можно пахать без свальных гребней и развальных борозд, нет холостых пробегов мотоблока из конца в конец гона. Достигается это поворотом на 180 градусов плуга (верхний корпус становится нижним, а нижний — верхним). Поворот плуга оператор осуществляет в конце гона при развороте мотоблока для движения в обратном направлении. |
|
Фото 14.
В какую бы сторону мотоблок ни пахал с оборотным плугом, пласт почвы всегда будет отваливаться в одну и ту же сторону. Очень удобно в работе. Несмотря на то, что такой плуг дороже обычного, многие зарубежные фермеры предпочтение отдают именно j |
|
Фото 15.
Для облегчения разворота на краю огорода зарубежные фермеры используют дифференциальные полуоси, которые позволяют одному из колёс свободно проворачиваться относительно другого. Удобство необычайное! В Украине про такое, зачастую, даже не слышали. А в Техцентре САДОВО-ОГОРОДНАЯ ТЕХНИКА уже наладили производство дифференциальных ступиц и к ГЕПАРДам, и к САЛЮТам, и даже к любительским мотокультиваторам. |
|
Фото 16. Работа мотоблока на 3-й передаче с 4-я тарелками фрез с каждой стороны редуктора (ширина захвата 110 см). Прекрасная разделка верхнего слоя почвы, выравнивание поверхности огорода — и всё это за один проход! Здесь мотоблок, как конь ретивый, стремится вперёд и тянет оператора за собой. Идти за мотоблоком — одно удовольствие: не надо даже напрягаться, успевай только ноги переставлять. При такой производительности 30 соток огорода можно накрыть за 15 минут. |
|
Фото 17.
Вот так можно делать грядки: быстро и эффективно. Пожалуй, лучше и не придумаешь. |
Отдельно хотим остановиться на мощи мотоблока. Мы привыкли иметь дело с 6-сильными НЕВОЙ и САЛЮТОМ. Это мощные мотоблоки, которые тянут всё, что им не прицепи. Один владелец САЛЮТА так охарактеризовал мощность своего мотоблока: «Дури у него хватает». Мотоблок ГЕПАРД-6 имеет мощность 6,8 л.с. Это вполне сопоставимо с мотоблоком НЕВА, в паспорте которого задекларирована мощность 6,2 (8) л.с. Так и записано: 6,2 (8) л.с. Понимай, как знаешь. Но на практике мы неожиданно столкнулись с поразительной разницей. Даже на малом газу ГЕПАРД тянет гораздо сильнее, чем НЕВА на полном газу. На малых оборотах ГЕПАРД уверенно роет землю, чего не удавалось НЕВЕ. Разница в мощи настолько ощутима руками, что здесь и стендовых испытаний не надо, чтобы понять: мы имеем дело с совершенно разными двигателями. Чем это объяснить? Смелыми заявлениями питерцев о силе своего детища, чрезмерной скромностью итальянцев или разными методиками замера мощности?
Что касается недостатков мотоблока. При проведении тест-драйва мы, как правило, выявляем как положительные, так и отрицательные стороны машины, чтобы будущий покупатель смог оценить, насколько положительные стороны ему полезны, и будут ли ему «допекать» отрицательные. Здесь мы не нашли отрицательных сторон. Уж больно хороша машина. И удивляться этому не стоит: мотоблок сделан высококлассным итальянским специалистом Арриго БЕНАССИ, фирма которого занимается мотоблоками более 50 лет и является одним из признанных мировых лидеров в области конструирования с.-х. мини-техники.
В заключение хотим отметить удачное название мотоблока — ГЕПАРД. Мощный и быстрый — полностью соответствует норову этого железного зверя.