В развивающейся подотрасли средств малой механизации во всех промышленно развитых странах при производстве мини-тракторов используются не только различные компоновки, но и большое многообразие конструкций основных агрегатов и узлов. Это часто связано не столько со спецификой их промышленного производства, но, самое важное, с их целевым предназначением, особенностями природно-климатических условий и организационной структуры сельскохозяйственного производства.
Наиболее характерная особенность общего устройства мотоблока, микротрактора и микропогрузчика, по сравнению с существующими энергонасыщенными машинами (макромашинами) аналогичного производственного назначения, состоит прежде всего в их существенно меньшей мощности и производительности, упрощении технического обслуживания и управления, складирования и хранения. В то же время они являются более приспособленными для использования на неровностях рельефа, малоземельных угодьях, внутри и возле производственных помещений и т. д.
Двигатель представляет собой источник меха-нической энергии, которая используется для передвиже-ния мини-трактора и привода активных рабочих органов прицепных или навесных орудий. На современных мотоблоках устанавливают двух- и четырехтактные карбюраторные и дизельные двигатели внутреннего сгорания мощностью 1,5-12,0 кВт, а в отдельных случаях -и выше. Рис. 2. 6.
Основным преимуществом двухтактных карбюраторных двигателей является увеличенная в 1,5-1,7 раза литровая мощность по сравнению с четырехтактными карбюраторными двигателями. Это позволяет значительно снизить их габаритные размеры и материалоемкость, которая для двухтактных двигателей находится в пределах 2,0-2,7 кг/кВт. К их преимуществам также следует отнести большую равномерность хода, позволяющую обходиться без утяжеленных маховиков, сравнительную простоту конструкции и изготовления, а также эксплуатации и технического обслуживания. Наряду с преимуществами двухтактные карбюраторные двигатели имеют и существенные недостатки, главными из которых являются высокий расход топлива, повышенная тепловая напряженность, шумность и токсичность.
Например, удельный расход топлива для двигателя КТ-300 мотоблока «Исеки КС-2» составляет 476 гУ(кВт-ч). При длительной работе на высоких нагрузках они имеют склонность к перегреву. Эти двигатели выполняются с воздушным охлаждением при мощности 1,5-4,8 кВт и частоте вращения коленча-того вала 5000-7000 мин-1. Устанавливаются они в ос-новном на мотоблоках, применяемых на малоэнергоемких операциях при использовании активных сельскохозяйственных орудий, например почвенных фрез (см. рис. 2.4), когда компактность и простота конструкции двигателя имеют большее значение, чем его экономичность.
Четырехтактные карбюраторные двигатели воздуш-ного или жидкостного охлаждения имеют сравнительно небольшие материалоемкость (4,0-6,8 кг/кВт) и габа-ритные размеры, занимая промежуточное положение между двухтактными карбюраторными и дизельными двигателями. По экономичности они уступают дизельным двигателям, но превосходят двухтактные карбюраторные двигатели.
Например, удельный расход топлива четырехтактных карбюраторных двигателей мотоблоков Т720-Е и Т5-1 фирмы «Кубота» составляет 448 г/(кВт-ч). Эти двигатели обладают хорошими пусковыми качествами и имеют меньшую шумность, что особенно важно, так как использование мини-тракторов часто происходит в непосредственной близости от жилья. Устанавливаются эти двигатели на мотоблоках средней мощности, работающих как с активными, так и с пассивными сельскохозяиственными орудиями, а также на микротракторах и микропогрузчиках.
Широкое применение на мини-тракторах получают специальные маломощные четырехтактные дизели, осо-бенно при использовании их с пассивными орудиями. Эти двигатели наименее токсичны, имеют хорошие динамические качества, но главное их преимущество в высокой топливной экономичности [272-286 г/(кВт-ч)]. В то же время дизельные двигатели имеют высокую материалоемкость (8,6-9,3 кг/кВт), уступают четырехтактным карбюраторным двигателям по пусковым качествам и шум-ности.
Они являются наиболее сложными и дорогими, а их эксплуатация и техническое обслуживание требуют высокой квалификации персонала. Большое распространение дизельные двигатели получили на мотоблоках японского производства фирм «Янмар» и «Исеки». Ча-стота вращения (мин-1) и мощность (кВт) одноцилиндровых дизелей «Янмар» унифицированного ряда следующие:
Трансмиссия служит для передачи вращаю-щего момента двигателя к ведущим колесам мини-трак-тора, активным органам сельскохозяйственных орудий и приспособлений, а также для изменения по величине и направлению вращающего момента в процессе эксплуатации. Механизмы, из которых состоит трансмиссия, обеспечивают плавное трогание с места мини-трактора, изменяют скорость и направление его движения, облегчают его поворот, а также приводят в движение активные органы орудий и приспособлений.
На мотоблоках и микротракторах отечественного и зарубежного производства применяют в основном механические ступенчатые трансмиссии, в которых вращение от двигателя передается с помощью шестеренных передач, а скорость вращения меняется через интервалы, т. е. ступенчато. Основными составными элементами трансмиссий мини-тракторов являются сцепление, коробка передач, главная передача, дифференциал, конечные передачи, система отбора мощности. Основные агрегаты трансмиссий мотоблока и микротрактора TZ-4K-14 схематично были представлены на рис. 2.6.
Сцепление предназначено для плавного при-соединения и отъединения работающего двигателя от трансмиссии, что необходимо для плавного трогания мини-трактора с места и переключения передач. Приме-няются фрикционные сцепления «сухого» и «мокрого» типов, которые бывают однодисковыми, многодисковыми и конусными. Так, на мотоблоке «Кутаиси Супер-600» и некоторых мотоблоках фирм «Гольдони» и «Гутброд» применяются конусные сцепления. Большое распространение получили многодисковые сцепления (мотоблоки «Беларусь» МТЗ-05, фирмы «Гутброд» и др.).
На японских и французских мотоблоках вращающий момент от двигателя к трансмиссии часто передается с помощью клиноременной передачи. В этом случае кли-ноременная передача выполняет функцию сцепления, включение которого осуществляется воздействием спе-циального натяжного ролика. Управление натяжными роликами выведено на штангу управления (мотоблоки МБ-1 «Нева», «Кубота T-720EN», «Исеки Т-5Е», «Нор-летт-8000» и др.).
В конструкции мотоблока «Риони-2» и мотоблоков фирмы «Грейвели» роль сцепления выполняют фрик-ционы планетарных редукторов, работающие на масле. Центробежные сцепления применяются на мотоблоках небольшой мощности фирм «Рэнсэмс Симе энд Джеферс» (Ransams Seams and Jeffereys, Англия), «Гутброд» и «Соло», «Мепол-Терра». Центробежное сцепление включается автоматически, в зависимости от режима работы двигателя. При неработающем двигателе сцепление выключено. Включение сцепления происходит при определенной частоте вращения коленчатого вала двигателя в результате воздействия на фрикционные элементы сцепления центробежной силы грузов. На четырехколесных микротракторах обычно приме-няются однодисковые сцепления постоянно замкнутого типа.
Коробка передач служит для изменения скорости и вращающего момента, передаваемых от дви-гателя к ведущим колесам, по величине и направлению. На мотоблоках обычно применяются ступенчатые шестеренные коробки передач, имеющие от двух до шести передач переднего и одну-две передачи заднего хода. Как правило, в коробках передач используются шестерни с прямым зубом. Для переключения передач используются подвижные скользящие шестерни или зубчатые муфты.
В мотоблоках «Кубота» и других фирм вращение от двигателя к редуктору трансмиссии передается с помощью клиноременной передачи с двумя ручьями на шкивах разного диаметра. Это позволяет дополнительно увеличить в два раза число передач трансмиссии. На мотоблоках «Риони-2» и «Грейвели-520» изменение скорости и направления движения осуществляется с помощью двух планетарных редукторов, которые обеспечивают движение мото-блока вперед и назад с двумя скоростями.
На микротракторах применяются механические сту-пенчатые коробки передач, имеющие от четырех до шести передач переднего и две-четыре передачи заднего хода. В качестве примера можно привести микротрактор «Исеки-ТХЮОО», который имеет шесть передач переднего и три передачи заднего хода. При движении вперед микротрактор развивает скорость до 12 км/ч, а при движении назад -до 5,8 км/ч.
Главная передача предназначена для уве-личения вращающего момента и изменения направления потока этого момента на 90°. Как на мотоблоках, так и микротракторах главная передача обычно представляет собой пару конических шестерен (мотоблоки «Беларусь» МТЗ-05, микротракторы TZ-4K-14 и др.), однако в мотоблоках в качестве главной передачи применяются и червячные пары («Риони-2», «Гольдони Супер-600» -рис 2.7, см. вклейку). Следует заметить, что эффект самоторможения, присущий ей, позволяет осуществить торможение мотоблоков при стоянке (взамен специального стояночного тормоза).
На мотоблоке «Мондиал 108Д» фирмы «Гольдони» червячное колесо установлено на оси ведущих колес свободно, а вращающий момент передается при помощи зубчатой муфты. Наличие зубчатой муфты позволяет отсоединить ведущие колеса от трансмиссии, что дает возможность буксировать мотоблок при неработающем двигателе. Однако червячная передача имеет низкий КПД и поэтому на мотоблоках большой мощности она не нашла применения.
Дифференциал позволяет ведущим колесам вращаться с различными частотами при повороте, что облегчает управление мотоблоками. В конструкциях мотоблоков и микротракторов («Беларусь» МТЗ-05, «Предом-Меско», TZ-4K-14) применяются шестеренные двухсателлитовые дифференциалы с принудительной блокировкой для по-вышения проходимости.
Для облегчения поворота в конструкции некоторых мотоблоков вместо дифференциала предусматриваются механизмы, позволяющие отключать отстающее колесо (мотоблоки СОТ, «Хонда», «Кубота» и др.). Хотя применение межколесного дифференциала или специального механизма, отключающего отстающее колесо, усложняет и утяжеляет конструкцию мотоблока, его нередко применяют и на мотоблоках малой мощности массой до 100 кг.
Конечные передачи предназначены для увеличения вращающего момента и снижения частоты вращения при передаче его непосредственно на ведущие колеса. На мотоблоках применяют шестеренные или цепные конечные передачи. Шестеренные конечные передачи широкое распространение получили на мотоблоках европейского производства, в которых применяется межколесный дифференциал (мотоблоки фирм «Гольдони» и «Гутброд», «Беларусь» МТЗ-05).
Цепная передача наибольшее распространение получила на японских мотоблоках. При этом очень часто вращающий момент на правое и левое колеса передается самостоятельными цепными передачами («Кубота Т720», «Хонда F600»), Такая же цепная передача с самостоятельным приводом правого и левого колес была ранее использована на мотоблоке СОТ. Это позволило расположить механизм раздельного включения ведущих колес на валу ведущих звездочек. На микротракторах получили распространение исключительно шестеренные конечные передачи, причем шестерни выполняются прямозубыми.
Типичные кинематические схемы механических трансмиссий современных отечественных и зарубежных мотоблоков и микротракторов представлены на рис. 2.8-2.11 [22]. В трансмиссии мотоблока «Беларусь» МТЗ-05 (рис. 2.8, а) применено многодисковое сцепление 6 «мокрого» типа. Коробка передач / трехвальная, имеет четыре передачи переднего и две -заднего хода. Используется межколесный дифференциал 3 с принудительной блокировкой.
Передача вращающего момента от коробки передач на дифференциал осуществляется с помощью главной передачи 2, представляющей собой пару конических шестерен, а от дифференциала — на ведущие колеса с помощью шестеренной конечной передачи 5. Вал отбора мощности 4 имеет заднее расположение. На рис. 2.9, а представлена схема трансмиссии мотоблока «Хонда F400». Силовая связь двигателя с трансмиссией осуществляется с помощью клиноременной передачи, которая одновременно выполняет функцию сцепления.
Ведомый шкив этой передачи жестко закреплен на первичном валу 2 коробки передач. Коробка передач трехвальная, имеет четыре передачи переднего хода и две — заднего. Переключение передач осуществляется с помощью скользящих шестерен. Блок шестерен заднего хода 5 свободно вращается на подшипниках на вторичном валу 4. Межколесный дифференциал, или механизм принудительного поворота отсутствует. Передача на ведущие колеса осуществляется цепной передачей 3. Ведомая звездочка zl0 жестко закреплена на оси ведущих колес.
На мотоблоке «Хонда F600» (рис. 2.9, б) вращающий момент от двигателя передается с помощью клиноременной передачи двухручьевыми шкивами 10 разного диаметра, обеспечивающими удвоение числа передач. Шкивы жестко закреплены на первичном валу 7 коробки передач. Трансмиссия мотоблока обеспечивает шесть передач переднего и две -заднего хода. Переключение передач производится с помощью скользящих шестерен 6 (кареток). Для облегчения поворота применяется механизм прину-дительного поворота, позволяющий отключать при повороте отстающее колесо. Передача на ведущие колеса осуществляется с помощью двух цепных передач 8, отдельно на каждое колесо. Отключение колес осуществляется с помощью скользящих шестерен z[o и z10, расположенных на валу 9.
Кинематическая схема трансмиссии мотоблока «Ку-таиси Супер-600» приведена на рис. 2.10 [17]. Для от-ключения трансмиссии от двигателя / на мотоблоке применено сухое коническое сцепление 2 с ручным управлением. Коробка передач механическая, имеет три передачи для движения мотоблока передним ходом и одну -для движения задним ходом с реверсом на всех передачах. В качестве главной передачи 3 применена червячная пара, ведущим звеном которой является червяк гчерв, а ведомым — червячное колесо z9. Характеристики шестерен коробки передач и главной передачи приведены ниже:
Для облегчения управления при поворотах агрегата в трансмиссии мотоблока применены механизмы отключения колес, выполненные в виде шариковых муфт 4. Вал отбора мощности (ВОМ), зависимый от заднего расположения и принудительного включения (через шестерни 22 и Zj), имеет частоту вращения 790 мин-1. В корпусе ползунов управления коробкой передач и ВОМ имеется специальное устройство, которое предотвращает одновременное включение заднего хода и ВОМ, что повышает безопасность работы оператора.
Схема трансмиссии мотоблока «Мондиал 108Д» дана на рис. 2.8, б. Конечная передача 8 представляет собой червячную пару. В трансмиссии мотоблока отсутствует дифференциал, а также механизм принудительного поворота. Это упрощает конструкцию, но затрудняет управление мотоблоком. Коробка передач трехвальная и со-стоит из ведущего 10, ведомого 7 и заднего хода 9 валов. Трансмиссия мотоблока М-3 размещена в алюминиевом корпусе и состоит из муфты сцепления, коробки передач с механизмом переключения, главной передачи и вала отбора мощности (ВОМ). Прин-ципиальное устройство трансмиссии можно уяснить из ее кинематической схемы, представленной на рис. 2.11 [20].
Вращающий момент от коленчатого вала двигателя передается на замкнутую многодисковую муфту сцепления, работающую в масле; затем от ее ведомого барабана -на шестерню z3 и через шестерни z4 и z5 -к зубчатому венцу z2. При включении первой передачи на коническую шестерню z10 вращающий момент передается через зубчатый венец гх и венец z6 каретки переключения передач, перемещающейся по шлицам вторичного вала, а при включении второй передачи — через зубчатую муфту, ведущая часть которой выполнена заодно с шестерней. Вращающий момент от коробки передач к колесам передается через две конические пары (zjz10 и z7lz№).
В гидрообъемной трансмиссии основным рабочим звеном является поток жидкости, который по трубопроводам передает движение от ведущего рабочего элемента к ведомому. Впервые подобная трансмиссия на микротракторах была использована фирмой «Кейс». В настоящее время гидрообъемные передачи применяются на микро-тракторах «Боуленс-Хаски» (Bolens-Huskys), «Интер-нэйшнл-Харвестер», «Массей Фергюсон», «Аллис-Чалмерс» (Allis-Chalmers), «Миннеаполис-Молин» (Minniepolice-Mo-lin, США) и др., а также на микропогрузчиках ряда фирм, в частности «Кейс» и «Бобкет».
2. Сокращение числа агрегатов трансмиссии и облегчение компоновки их на микротракторе.
3. Легкость изменения передаточного числа, дости-жения реверсивности, а также возможность полной автоматизации управления скоростью движения и реверсом.
4. Простота предохранения машины от перегрузок, которые могут вызвать поломки.
5. Возможность управления агрегатом оператором, имеющим низкую квалификацию.
Мотоблоки, изготавливаемые в Западной Европе и в СССР, выполняются обычно безрамными и остовом у них является корпус трансмиссии, к которому прикреп-ляются все остальные агрегаты и узлы (мотоблоки МТЗ-05, «Риони-2», «Гольдони Супер-600»). Однако в последние годы многие заводы и фирмы отказываются от традиционной компоновки мотоблока и применяют оригинальную компоновку, позволяющую более удобно агрегатировать с ним приспособления и орудия (например, мотоблок МБ-1). В других случаях мотоблок имеет явно выраженный рамный остов (см. рис. 2.3), выполненный в виде бруса, на заднем конце которого закрепляется двигатель.
Остов микротрактора TZ-4K-14 представляет собой шарнирно сочлененную раму, состоящую из передней и задней полурам, соединенных двойным шарниром. Взаимный поворот полурам в горизонтальной плоскости осуществляется рулевым управлением с червячным механизмом на углы ±45° и ограничен упорами (см. рис. 1.8, дае). Данная конструкция позволяет микротрактору разворачиваться с радиусом до 1,9 м. В вертикальной плоскости полурамы имеют относительный поворот в обе стороны на углы до ±119. Благодаря этому микротрактор не теряет сцепления с почвой всех четырех колес при движении по пересеченной местности. Двигатель, коробка передач, топливный бак размещаются на передней полураме, а задний мост и сидение тракториста -на задней полураме.
На мини-тракторах применяется колесный движи-тель. Колеса выполняются быстросъемными, с пневматическими шинами, имеющими протектор повышенной проходимости. В комплекте некоторых мотоблоков имеются различные специальные колеса, монтируемые в зависимости от выполняемых работ и рельефа местности. Например, при вспашке почвы используют специальные металлические колеса с шинами, а на сеноуборочных работах — широкопрофильные шины малого диаметра. Иногда вместо колес монтируются специальные рабочие органы (орудия). На мотоблоках при использовании почвенных фрез (рыхлителей) они монтируются на ось вместо колес (см. рис. 2.4). На мотоблоках, применяемых для работы на горных склонах, устанавливается колесный узел из пары строенных колес на пневматических шинах (см. рис. 1.2). Такие колеса улучшают поперечную устойчивость мотоблока на склонах крутизной до 45°.
На большинстве мотоблоков обеспечивается не только быстрая смена колес, но и перемещение их вдоль полуосей, что позволяет изменять ширину колеи. Чтобы увеличить сцепную массу мотоблока или микротрактора с почвой, к дискам колес могут крепиться балластные грузы. Пневматические шины на мини-тракторах смягчают толчки, передаваемые остову при движении по неровной почве, что обеспечивает достаточную плавность хода.
Механизмы управления предназначены для изменения направления движения мини-трактора, а также замедления скорости движения и удержания его в неподвижном состоянии. Они состоят из штангового или рулевого управления и тормозов. Штанговое управление применяется на мотоблоках, а рулевое -на четырехколесных ездовых микротракторах. Положение штанги управления мотоблоком можно регулировать по высоте, в соответствии с ростом оператора, а также относительно продольной оси мотоблока. На большом числе моделей мотоблоков штанга управления разворачивается на 180° (см. рис. 1.8, г), что значительно расширяет возможность использования их с различными орудиями. При транспортировке или складировании для длительного хранения мотоблока штанга управления складывается.
Управление микротракторами производится при по-мощи рулевого колеса через рулевой механизм посред-ством поворота передних колес или полурамы (см. рис. 1.8, д, ж). В случае шарнирно сочлененного остова (микротрактор TZ-4K-14) осуществляется поворот в го-ризонтальной плоскости передней полурамы, связанной с передним мостом, относительно задней полурамы, жестко связанней с задним мостом.
Прицепное устройство используется для буксирова-ния различных прицепных машин, орудий и тележек. Оно крепится к остову и может иметь различную кон-струкцию. На японских мотоблоках сцепное устройство выполняется согласно стандарту, принятому в странах Азии, и имеет вид скобы с тремя отверстиями (рис. 2.14). При агрегатировании мотоблока с навесными орудиями используются все три отверстия, а для присоединения транспортной тележки — только среднее отверстие. На некоторых мотоблоках такая же скоба смонтирована и спереди для навешивания фронтально агрегатируемых машин, таких, как косилка, бульдозерный отвал, снегоочиститель.
На мотоблоках чехословацкого производства для крепления навесных орудий использован узел в виде цилиндрического патрубка с фиксатором, внутри которого расположен вал отбора мощности. Такой узел воспринимает нагрузку от массы навесного орудия, т. е. является несущим и одновременно передает вращение на рабочий орган. Привод активных рабочих органов агрегатируемых орудий осуществляется от вала отбора мощности (ВОМ). Мотоблоки оборудуются одним или двумя ВОМ. На мотоблоках Рис. 2.14.
Микротракторы дополнительно оборудуются гидрав-лической навеской системой, которая предназначена для навешивания орудий и управления ими с рабочего места оператора. Гидравлическая навесная система состоит из двух основных частей: механизма навески и гидрообъемного привода. Механизм навески-трехточечнын, служит для присоединения различных орудий и закреплен на задней полураме микротрактора (например, TZ-4K-14). Гидрообъемный привод состоит из бака для масла, насоса, распределителя и силового цилиндра и предназначен для поднятия и опускания орудия, а также установки его в нейтральное или плавающее положение.
Вспомогательное оборудование служит для улучшения условий труда оператора. К нему относят капот, крылья, обшивку, сидение. На мнкротракторах применяют подрессоренные сидения, которые имеют подвеску параллелограммного типа (микротрактор TZ-4K-14), в качестве упругого элемента использован пневмоамортизатор.
Тут же находится откидной упор 8. Остовом мотоблока являются соединенные между собой картеры двигателя и трансмиссии. Сверху над трансмиссией размещается топливный бак 4 емкостью 6,3 л. Ходовая часть мотоблока включает в себя два ведущих колеса с пневматическими шинами размером 5,90×13". Наибольшая масса орудий, навешиваемых на мотоблок, составляет 30 кг. Мотоблок может агрегатироваться с прицепной тележкой 2, наибольшая масса которой (вместе с грузом) составляет 650 кг. На оба колеса могут устанавливаться дополнительные грузы 6, суммарная масса которых 34 кг.
На передней крышке 10 корпуса трансмиссии установлен зависимый вал отбора мощности 9 с рычагом включения //, а снизу крепится корпус 7 вертикального приводного вала к главной ко-нической передаче ведущего моста 8. Ведущие колеса снабжены пневматическими шинами. Штанга управления 3 не реверсируется; рычаг переключения передач 2 расположен справа, а воздушный фильтр двигателя 5 — слева по ходу мотоблока. В верхней части мотоблока (над трансмиссией) расположен топливный бак /. С мотоблоком М-3 агрегатируются 12 первоочередных орудий: почвенная фреза, прицепная тележка, окучник-выкоп-щик, косилка фронтальная, грабли фронтальные, борона, опрыскиватель, культиватор, насосная установка, снегоочиститель, однокорпусный плуг и емкость для перевозки жидкостей.
Предприятия машиностроительной промышленности страны наладили серийный выпуск однотипных мотоблоков МБ-1 «Нева» и МБ-1 «Луч», причем на 1985 г. был запланирован выпуск 35 тыс. таких мотоблоков [18]. Мотоблок (см. рис. 1.14) имеет небольшие размеры и прост по конструкции. В верхней части мотоблока на раме 10 расположены двигатель 5 с топливным баком 6, клиноременная передача 4 от двигателя к редуктору 14 цепной передачи с рукояткой переключения 13, штанга управления / и прицепная скоба 12. Сзади на мотоблок устанавливается сошник //. Используется четырехтактный карбюраторный одноцилиндровый двигатель ДМ-1 с принудительной воздушной системой охлаждения 8. Мощность двигателя 3,7 кВт.
Роль сцепления в трансмиссии выполняет натяжное устройство клиноременной передачи, один из ремней которой обеспечивает движение передним ходом, а другой — задним. Управление дроссельной заслонкой осуществляется рычагом 3. Цепной редуктор 14 трансмиссии имеет две передачи переднего хода: рабочую и транспортную. В ходовой части применена неразрезная ось ведущих колес. Колеса с пневматическими шинами размером 4,00×10" могут заменяться либо цельнометаллическими колесами с развитыми грунто-зацепами, либо почвенной фрезой.
Штанга управления / с расположенными на ней рычагами 2 н 15 регулируется по высоте. Увеличение сцепной массы достигается балластированием мотоблока съемными грузами, которые навешиваются на специальный штырь в передней части рамы. Этот же штырь используется для навески фронтальной косилки с шириной захвата ПО см, которая имеет клиноременный привод. Прицепная скоба 12 со шкворнем расположена на раме сзади и предназначена для крепления или дышла прицепной самосвальной тележки с двухместным сидением, или пассивных сельскохозяйственных орудий.
Для смены навесных орудий затрачивается от двух до десяти минут, причем монтажные и демонтажные работы могут выполняться только одним человеком. Мотоблоки могут использоваться для работы в защищенном грунте и в горном земледелии с креном до 8°, в том числе при возделывании чая и субтропических культур.
Розничная цена мотоблока МБ-1 с пневмоколесами 580 руб. В комплект входит набор фрез для рыхления почвы. Остальные орудия продаются за дополнительную оплату: плуг — 142 руб., сенокосилка — 200 руб., а самосвальная прицепная тележка — 300 руб. [18].
Мотокультиватор МК-1 «Крот», внешний вид которого представлен на рис. 1.15, имеет цену 275 руб. в комплекте только с одним рабочим органом — почвенной фрезой. Применение МК-1 особенно эффективно на тяжелых глинистых почвах, так как фреза диаметром 320 мм, обладая большим вращающим моментом, хорошо измельчает почву.
Намечается разработать дополнительные приспособления, расширяющие сферу использования мотокультиватора и мотофрезы [21 ]. МК-1 «Крот» состоит из рамы 14, на которой установлены двухтактный карбюраторный двигатель 7 с принудительным воздушным охлаждением, цепной редуктор И, штанга управления 17 с рукоятками / и 4, рычаги транспортировочных колес. Единственный цилиндр 16 двигателя отклонен от продольной оси мотокультиватора на 40°. Ручной стартер совмещен с вентилятором 10 двигателя и расположен с левой по ходу стороны мотоблока. В верхней части над двигателем расположен топливный Сак 6 емкостью 1,5 л, прикрытый капотом 5. В передней части двигателя установлены воздушный фильтр 8 и бензокран 9.
На рабочем (выходном) валу 12 цепного редуктора // установлены ножевые звездочки 13 почвенной фрезы (от 2 до 4). Дополнительно могут быть установлены еще две ножевые звездочки.
Соответственно ширина обработки почвенной фрезой составляет от 33 до 58 см, а с дополнительными ножевыми звездочками — до 83 см. Вращающий момент почвенной фрезе передается от коленчатого вала двигателя через клиноременную передачу (передаточное число 2,77), прикрытую кожухом 15, к входному валу цепного редуктора, а далее — от ведущей звездочки редуктора к ведомой — через цепь (передаточное число 8). Частота вращения рабочего вала редуктора 85 мин"1.
Роль механизма сцепления в трансмиссии выполняет клиноременная передача, натяжной ролик которой управляется специальным рычагом 18, находящимся на правой рукоятке штанги управления 17. На левой рукоятке 4 штанги расположен рычаг 3 управления дроссельной заслонкой карбюратора. Для остановки двигателя служит кнопка 2 «стоп». Часовой расход топлива мотокультиватором- не более 1,2 кг/ч.
Внешний вид мотоблока «Кутаиси Супер-600» с прицепной тележкой, экспонированного на выстаике «Сель-хозтехника-84», представлен на рис. 1.16. Мотоблок