КОМПОНОВКА И ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО МИНИ-ТРАКТОРОВ. Схемы компоновки.

Широкий диапазон выполняемых мини-тракторами технологических операций, а также использование их в различных климатических и рельефных зонах стран мира вызвало появление различных компоновочных схем мини-тракторов, и в первую очередь мотоблоков и мотоорудий, а также микротракторов.

Главной отличительной особенностью компоновочных схем мотоблоков и мотоорудий является расположение двигателя. Из всего многообразия их конструкций можно выделить четыре основные компоновочные схемы.

1. Мотоблоки с передним продольным расположением двигателя, для которых характерна классическая компоновка двигателя и трансмиссии (рис. 2.1). Коленчатый вал двигателя и входной вал трансмиссии расположены вдоль продольной оси мотоблока в плоскости, перпендикулярной к оси ведущих колес. Двигатель и трансмиссия жестко соединены между собой и представляют единый агрегат; относительно ходовых колес двигатель часто вынесен вперед.

Вал отбора мощности расположен в задней части коробки передач. Центр тяжести у мотоблоков этой компоновочной схемы находится сравнительно низко, что позволяет использовать их для работы на склонах. При необходимости фронтального навешивания агрега-тируемых орудий штангу управления разворачивают на 180° (см. рис. 1.8, г), тогда мотоблок выполняет работу, двигаясь на реверсивной передаче (при заднем расположении двигателя). Примером этой компоновочной схемы являются отечественные мотоблоки «Беларусь» МТЗ-05, «Кутаиси Супер-600», а также мотоблоки итальянской фирмы «Гольдони», западногерманской фирмы «Гутброд» и других западноевропейских фирм.

2. Мотоблоки с поперечным расположением двигателя, когда двигатель представляет собой отдельный агрегат и установлен на раму под углом 90° относительно продольной оси мотоблока (рис. 2.2, см. вклейку). Коленчатый вал двигателя и входной вал трансмиссии расположены параллельно друг другу и оси ведущих колес. Кинематическая и силовая связи двигателя и ведущих органов осуществляются с помощью цепной, клиноременной или плоскоременной передачи. По этой компоновочной схеме был выполнен отечественный садово-огородный мотоблок СОТ [10], в котором вращающий момент от двигателя к ведущим колесам передавался с помощью открытых цепных передач, что было его существенным недостатком. На современных мотоблоках и мотоорудиях, имеющих такую компоновку (МБ-1, МК-1, «Кубота Т-720», «Исеки КЕ100», «Пума 300», «Мотостандарт 60-30» и др.), используют закрытые цепные передачи.

На некоторых мотоблоках японских фирм («Кубота», «Янмар» и др.) успешно применяют двухступенчатую клиноременную передачу, а на мотоблоке «Исеки KS 650E» — плоскоременную. Валы отбора мощности на таких мотоблоках обычно имеют боковое расположение и выполняются в виде шкивов. Клино-ременная передача ограничивает мощность двигателей, применяемых на мотоблоках, так как обеспечивает передачу мощности до 7,36 кВт. Такая конструкция передачи является естественным предохранительным устройством от поломок двигателя и рабочих органов агрегатируемых орудий, так как при перегрузках происходит проскальзывание ремней. Характерным для мотоблоков этой компоновочной схемы является высокое положение центра тяжести и большой дорожный просвет (клиренс), поэтому главной областью применения таких мотоблоков является обработка гряд в овощеводстве, использование их на рисовых чеках и равнинных участках.

3. Мотоблоки с задним расположением двигателя, у которых в отличие от первой компоновочной схемы двигатель вынесен относительно ходовых колес назад (см. рис. 1.11). Коленчатый вал двигателя и входной вал трансмиссии расположены вдоль продольной оси мотоблока в плоскости, перпендикулярной к оси ведущих колес. Так выполнены отечественные мотоблоки М-3 и «Риони-2», мотоблоки зарубежных фирм «Грейвели» (США), «Ранид» (Швейцария), «Хако» (ФРГ) и др. Интересной является компоновочная схема мотоблоков фирмы «Хако вариетти» (Hako variette, ФРГ) (рис. 2.3). Двигатель мотоблока расположен сзади и установлен на колесах через специальный брус. Смена орудий, агрегатируемых с мотоблоком, обеспечивается посадкой их на этот брус, а включение привода этих орудий осуществляется при установке автоматически. Быстроразъемное соединение для привода активных органов орудий упрощает монтаж орудий и их регулировку, а следовательно, повышает эффективность их использования.

4. Мотоблоки с верхним расположением двигателей (рис. 2.4, см. вклейку), коленчатый вал которых распо-ложен вертикально и перпендикулярно к оси ведущих колес. Так, основным узлом мотоблока, входящего в модульную систему «Терра» (рис. 2.5), является легкосъемный энергетический модуль (двигатель) /, который соединяется с тремя технологическими модулями (трансмиссиями): тяговым 2, косилочным 10 и насосным 19 (или 21), а также приспособлениями (орудиями) 17, 18 и 22. При такой компоновке многократно и универсально исполь-зуется двигатель, набор сельскохозяйственных орудий 3- 9, 11, 15, 17 и приспособлений 12-14, 18-22 обычно включает несколько конструкций узлов трансмиссий и ходовых частей.

В этом случае сменным является уже не рабочее орудие, а сам двигатель, который переставляется с одного типа орудия на другой. В этих мотоблоках используются быстросъемные соединения двигателя с рабочими приспособлениями посредством центробежного сцепления, исключающие применение инструмента, что сокращает время переналадки и подготовки агрегатов к работе.

По числу ходовых колес различают двух- и одноко-лесные мотоблоки. Одноколесные мотоблоки обычно выполняются небольшими по размерам и массе и чаще всего используются как мотоорудия в агрегате с почвенными фрезами. При использовании мотоблоков с прицепными сменными орудиями (транспортными тележками, опрыскивателями, опыливателями и т. д.), имеющими собственные колеса, оператор часто размещается на специальном сидении, расположенном на прицепной машине. Близкие к мотоблокам компоновки имеют и мотоорудия.

Микротракторы (четырехколесные ездовые малогабаритные тракторы) выполняются по классическим компоновочным схемам, принятым в тракторостроении, и представляют собой самые миниатюрные сельскохозяйственные тракторы, причем рабочее место оператора всегда располагается на самом микротракторе (см. рис. 1.4 и 1.17). Микропогрузчики оборудуются подъемными и поворачивающимися рабочими органами. Малые габа-ритные размеры (по длине, ширине и высоте) дают возможность эффективно- использовать их внутри животноводческих и складских помещений.

В микротракторах и микропогрузчиках обычно используется четырехколесная (двухосная) ходовая часть с приводом на все четыре или только на два колеса. На микротракторах двигатель устанавливается, как правило, в передней, а в микропогрузчиках — в задней части. Как и в обычных тракторах, в микротракторах используются либо цельные, либо шарнирно сочлененные рамы, а рабочее место оператора микропогрузчика должно быть закрытым (находиться в специальной кабине).