РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИНИ-ТРАКТОРОВ. Технические характеристики мини-тракторов

Крупнейшим производителем мотоблоков н микро-тракторов в Европе является основанная в 1926 г. италь-янская фирма «Гольдони», которая выпускает ежегодно по 35-40 тыс. мини-тракторов, из которых 70 % составляют мотоблоки и мотоорудия, а 20 % — универсально-пропашные тракторы, значительная часть из которых по принятой в книге классификации относится к мини-тракторам.

Всего в настоящее время фирма выпускает 70 моделей тракторов сельскохозяйственного назначения. Это предприятие располагается на площади 40 тыс. м2 в закрытых помещениях, в нем занято всего 500 человек. Однако фирма имеет хорошо налаженную кооперацию с более чем 250 промышленными предприятиями различных стран, которые активно участвуют в ее работе. В частности, Двигатели к мини-тракторам «Гольдони» поставляют итальянские фирмы «Ломбардини» (Lombardini), «Рудже-рини» (Ruggerini), AKME и др.

 

Фирма «Гольдони» не только экспортирует 40 % выпускаемой продукции в 84 страны мира, но и является одной из преуспевающих фирм-лицензиаров, заключившей лицензионные соглашения с фирмами Франции, Испании, Аргентины, Турции и СФРЮ, а в 1982 г. — и с нашей страной. 
Отличительной особенностью мотоблоков фирмы является переднее расположение двигателя, механическая шестеренная трансмиссия с задним расположением вала отбора мощности и часто с коническим сцеплением. Характерно, что фирма выпускает мотоблоки и большой мощности — до 15 кВт и более (серии 700, 500 и др.).

 

Мотоблоки этих серий при необходимости могут применяться в виде энергетического модуля четырехколесного трактора с шарнирной рамой. В этом случае штанга управления заменяется рулевым механизмом с рулевым колесом, а поворот микротрактора осуществляется путем поворота энергетического модуля вокруг вертикальной оси сцепного устройства относительно задней полурамы микротрактора.

Этот опыт фирм «Гольдони», а также БЧС, которые на практике осуществляют конструктивное сочетание мотоблоков и микротракторов на единых или близких конструктивных решениях, подтверждает закономерность отнесения этих двух типов подвижных средств малой механизации к одной группе, называемой в данной книге мини-тракторами (см. рис. 1.6).

 

Фирма «Гутброд» (Gutbrod, ФРГ) является старейшим в мире предприятием, производящим мотоблоки и микротракторы. В последние десятилетия фирма выступает разработчиком нового модульного направления в конструировании мотоблоков, известного под названием «система Терра» (Terra). Основу этой системы составляет энергетический модуль, представляющий собой комплексную моторную установку, которая может соединяться с одним из трех технологических модулей — тяговым, косилоч-ным или насосным. Быстроразъемное соединение исключает использование какого-либо инструмента, а технологические модули кроме основных рабочих органов могут иметь собственные трансмиссии, ходовые части и другое оборудование. 
Успех, который сопутствовал системе «Терра», привел к тому, что подобные же принципы были заложены в мотоблоки фирм ФРГ «Агрия» (Agria) и «Соло» (Solo), а фирма «Гутброд» продала лицензии на производство системы «Терра» фирмам Франции, ЧССР, ВНР и других стран. 
Крупнейшими фирмами Японии, выпускающими мини-тракторы, являются «Хонда» (Honda) — 200 тыс. мотоблоков в год, «Кубота» — около 190 тыс. мини-тракторов в год, «Исеки» (lseki) — около 100 тыс. мини-тракторов в год и др. Все эти фирмы производят не только мини-тракторы, но и шлейфы сельскохозяйственных орудий к ним.

 

Свою продукцию японские фирмы экспортируют во многие страны мира. Характерной особенностью конструкций японского производства является широкое использование в трансмиссиях клиноременных передач. Клиновые ремни не только соединяют двигатель и шестеренный (цепной) редуктор в передаче усилия к ведущим колесам (органам) мотоблоков, но и используются в ка-честве механизма сцепления (путем введения управляе-мого натяжного ролика), а при двухременной передаче могут обеспечивать задний ход и удваивать число передач. Фирмы «Исеки» и «Янмар» (Yanmar) широко используют на мотоблоках дизели, причем первая из них — дизели с водяным охлаждением, что обеспечивает возможность мотоблокам длительно работать на стационарном режиме.

Французская фирма «Стоб» (Staub) сохраняет свои собственные традиции в конструкциях выпускаемых ею мотоблоков. Сюда относятся: переднее расположение двигателя и заднее — ВОМ, установка на одну и ту же модель мотоблока различных типов двигателей, автоматических сцеплений, механизмов отключения колес, заполнения шин водой для увеличения сцепной массы и т. д.

Среди других зарубежных фирм, специализирующихся на производстве мотоблоков и микротракторов, необходимо упомянуть следующие: «Комацу» (Komatsu), «Сато» (Sato), «Мицубиси» (Mitsubici), «Киорицу» (Kioritsu), «Ки-сейха» (Kiseha), «Такаката» (Tacacata), «Шибаура» (Shi-baura), «Мицуи» (Mitsui) и «Хиномото» (Hinomoto, Япония); «Бертолини» (Bertolini), «Паскуали» (Pascuali), БЧС (BCS), «Альпина» (Alpina) и «Вальпадана» (Valpadana, Италия); «Хако» (Hako, ФРГ); «Буйе» (Воиуег) и Мото-стандарт» (Motostandardt, Франция); «Разант» (Razant, Австрия); «Рапид» (Rapid) и «Симар» (Simar, Швейцария); «Норлетт» {Norlett, Норвегия); «Кейс» (Case), — «форд» (Ford), «Грейвели» (Graveli), «Джон Дир» (John Deere), «Интернэйшнл Харвестер» (International Harvester), «iMeccH Фергюсон» (Massey Ferguson) и «Гилсон» (Gilson, США).

Из большого числа типов и моделей выпускаемых перечисленными фирмами мотоблоков и мотоорудий в настоящей работе отобраны технические данные и элементы тех конструкций, которые представляют, на наш взгляд, наибольший интерес для использования зарубежного опыта в СССР. В табл. 1.1 и 1.2 представлены технические характеристики мотоорудий и мотоблоков как уже рассмотренных в этой главе, так и тех, которые будут пас-смотрены ниже. Анализ табл. 1.2 четко показывает, что энергонасыщенность мотоблоков находится в пределах 20-50 кВт/т

Рекомендации ВИСХОМа [9], полученные по результатам испытаний мотоблоков, дают основание ориентировочно в качестве оптимального предела принять энергонасыщенность 36,8-47,8 кВт/т. Тяговое усилие, соответствующее указанной энергонасыщенности, должно быть не менее 1 кН на скорости 3-4 км/ч при работе в среднетяжелых почвенных условиях. Необходимо иметь в виду, что в таблицах этой главы указана максимальная мощность двигателей по SAE.

На рис. 1.22 приведены результаты анализа мощно-стей двигателей 109 моделей мотоблоков различных зарубежных фирм [10]. Можно видеть, что по уровням мощности мотоблоки подчиняются нормальному закону распределения. Наибольшее распространение имеют мо-тоблоки с двигателями мощностью 4,4-5,2 кВт. Большее значение указанной мощности совпадает с расчетом максимальной потребной ее величины для мотоблока массой 150 кг при рабочей скорости на вспашке 3 км/ч, которая с учетом 25 %-ного запаса должна быть не менее 5,21 кВт [9].

В табл. 1.2 приведены технические характеристики некоторых микротракторов, выпускаемых заводами ЧССР, ВНР и фирмами «Кейс» и«Боулес-Хаски; в табл. 1.3 — технические характеристики микропогрузчиков бельгийской фирмы «Бобкет». Необходимо отметить, что подоб-ные конструкции микропогрузчиков разрабатываются и подготавливаются к выпуску в нашей стране.