Неожиданный потому, что в Украине об активных роторах и не слышали, а обратили наше внимание на них представители фирмы «Meccanica Benassi» во время нашей поездки в Италию на Международную с.-х. выставку. Подчёркиваем: здесь речь идёт об активных роторах, а не пассивных, которые широко используются в почвообрабатывающих машинах (более подробно о пассивных роторах можете почитать в конце этой статьи).
Итальянцы нам начали говорить, что их используют также для высокой травы и, интенсивно жестикулируя, пытались нам объяснить каким образом. Язык жестов для нас оказался недостаточно понятным, однако мы поняли одно: в этом что-то есть. Поэтому, по возвращении в Украину, решили проверить ротора в деле.
Фото 1. Вот они — активные ротора со спиралевидными ножами. Ротора установлены на 6-гранных валах редуктора мотоблока ГЕПАРД фирмы «Meccanica Benassi». | |
Фото 2. Перед вспашкой или безотвальной обработкой почвы необходимо сделать лущение. Активные ротора заменят лущильник и подготовят поле в лучшем виде. | |
Фото 3. Фрезы с этой задачей не справятся. Через несколько метров прохода они так наматывают на себя траву, что ножи в ней прячутся и не достают до поверхности почвы. | |
Фото 4. Такая же картина и на правой фрезе. | |
Фото 5. А вот активные ротора совершенно не забиваются. | |
Фото 6. Активным роторам под силу травы и сорняки любой высоты. | |
Фото 7. Вот такая картина получается после прохода активных роторов: высокая трава начисто срублена и измельчена. | |
Фото 8. Активные ротора можно эффективно использовать для мульчирования почвы растительными остатками и при заделке сидератов (зелёных удобрений). | |
Фото 9. Степень мульчирования можно регулировать оборотами роторов. |
Первое, что мы отметили, — активные ротора применяют исключительно на мотоблоках с 6-гранными валами редуктора (известно, что они намного практичнее круглых). Но это ещё не всё. Мотоблок должен иметь возможность крепить ротора с помощью специального замка, благодаря которому выбираются все люфты, как осевые, так и радиальные. В результате ротора составляют с редуктором мотоблока единое целое, монолит. Поскольку итальянский мотоблок ГЕПАРД фирмы «Meccanica Benassi» как нельзя лучше подходил для этой цели, его мы и выбрали для испытаний роторов.
Вторая особенность активных роторов — планки выполнены в виде ножей, кромки которых расположены не к поверхности почвы, как мы привыкли это видеть, а плашмя.
Перед тем, как заехать в траву, мы попробовали ротора на чистой почве. Включили 1-ю передачу и потихоньку тронулись. ГЕПАРД начал перекатываться по полю на роторах. Здесь мы увидели привычную нашему глазу картину: планки роторов шлёпали по поверхности почвы и разбивали крупные комки почвы на более мелкие. Добавляли газ — мотоблок перекатывался быстрее, эффективность роторов повышалась. Однако мы увидели и свойственный роторам недостаток: если на пути встречался бугорок или канавка, ротора через них перекатывались и не выравнивали рельеф поля. То есть, и бугорок, и канавка оставались. Вот почему ротора всегда применяют в сочетании с другими рабочими органами — шлейф-балками, рыхлящими лапами, боронами и др., которые предварительно разрыхляют почву, а уж потом ротора её выравнивают.
Но мы знали, что ротора активные. Поэтому установили сзади сошник, как для работы с фрезой, добавили газ и увидели совершенно другую картину. Благодаря сошнику, который притормаживал мотоблок, линейная скорость ножей роторов стала выше поступательной скорости мотоблока. Ротора уже не просто перекатывались по полю, они начали рыхлить верхний слой почвы, измельчая до мелкокомковатого состояния. Если на пути попадались листья, стебли или другие растительные остатки, ротора мульчировали их вместе с землёй. И самое главное: ротора срезали бугорки и засыпали канавки. То есть ротора выполняли выравнивание поверхности почвы! Таким образом, активные ротора фактически выполняли функции и ротора, и шлейф-балки, и рыхлящей лапы. Вот в чём прелесть активных роторов! Один рабочий орган, а каков эффект!
После такого открытия мы поняли, что не зря итальянцы так усердно пытались нам что-то втолковать. За этим что-то мы поехали на поле с растительностью. На первом поле трава и сорняки были нам по грудь. Конечно, чтобы на таком поле что-то делать, его надо подготовить. Вот и попробуем его подготовить с помощью активных роторов. Заезжаем роторами с сошником на 2-й передаче. Ротора начали рубить траву и измельчать её. Придавливаем ротора к земле. Для этого вдавливаем сошник поглубже в землю. Ротора вошли в верхний слой почвы и начали активно перемешивать почву с травой. Результат получился такой, которого дисковый лущильник даже за три прохода не добьется! Ну и дела! Такого мы не ожидали.
После 40 минут работы подводим итоги. Активные ротора — совершенно необычный рабочий орган, который благодаря своему «активному поведению» выполняет одновременно функции нескольких пассивных рабочих органов, а именно: — шлейф-балки, выравнивающей поверхность поля;
— культиваторных лап, рыхлящих верхний слой почвы;
— кольчато-рубчатых катков, дробящих комки почвы на более мелкие;
— дисков лущильника, подрезающих и измельчающих стерню и другую растительность;
— фрез, перемешивающих растительные остатки с верхним слоем почвы.
Добавим ещё, что в отличие от фрез, которые могут мульчировать почву с небольшим количеством растительных остатков, ротора спокойно «переваривают» траву любой высоты и в любом количестве. Мы убедились в этом после того, как прокатились по высокой траве и роторами, и фрезой. Фреза запуталась в траве уже через 20 метров, а роторам всё было нипочём. И тут мы, наконец, поняли, о чём нам говорили итальянцы. Дело в том, что в Западной Европе широко применяют сидераты (зелёные удобрения растительного происхождения, легко усваиваемые почвой). Перед запахиванием в почву сидераты следует срезать и измельчить. Вот тут и вступают в действие активные ротора. Как оказалось, они идеально подходят для выполнения этой задачи.
Чтобы убедиться в этом, мы переехали на другое поле, с зелёной травой. Действительно, трава, а это могут быть и сидераты, рубилась, измельчалась и активно перемешивалась с почвой. Причём, чем больше обороты роторов, тем активнее перемешивание с почвой.
Таким образом, активные ротора открывают нам новые возможности использования мотоблока и новые агротехнологии.
Для информации: Проезжая зимой дорогами Западной Европы мы неоднократно обращали внимание на обилие полей, засеянных сидератами. В то же время мы не припомним такого поля в Украине, хотя в научной с.-х. литературе говорится об огромной пользе агроприёмов с использованием сидератных культур. И если наши огородники и фермеры предпочитают иметь дело с навозом и минеральными удобрениями, западные фермеры, на наш взгляд, поступают более рационально.
Учитывая это обстоятельство, Технический центр «Садово-огородная техника» каждому покупателю активных роторов выдаёт Рекомендации по использованию сидератов.
На заметку домашним умельцам. Мы пробовали в Украине изготовить такие ротора. Ничего из этой затеи не получилось. Во-первых, ножи роторов изогнуты по винтовой линии, а сами линии расположены на бочкообразной поверхности. Поэтому, чтобы изготовить ротора с такими ножами, нужна дорогостоящая оснастка, а делать вручную — себе же дороже, так как дисбаланс, который обязательно появится, разобьёт редуктор мотоблока. Во-вторых, ротора ни в коем случае нельзя ставить на мотоблоки любительской серии (эти мотоблоки имеют круглые валы под фрезу), так как консольное крепление роторов и неизбежные при этом люфты также приведут к выходу из строя редуктора мотоблока. Если же вы увидите в продаже мотоблок (или мотокультиватор) с роторами, который насаживается на круглый валы редуктора — это подделка под серьёзную профессиональную технику, или, если выразиться точнее, «лапша на уши».
Для информации. Сами по себе ротора давно известны. Это цилиндрические катки, которые вместо гладкой цилиндрической поверхности имеют прутья или планки. Ротора катятся по полю и своими прутьями или планками измельчают почву и разравнивают её поверхность. Как рабочий орган они входят в состав многих почвообрабатывающих машин для мелкокомковатой разделки почвы и широко применяются в сельском хозяйстве (здесь речь идёт о большой, тракторной технике). Например, ротора имеют знакомые нам ещё с советских времён борона БП-8 и культиватор УСМК-5,4, а в последние годы немецкий культиватор ЛЕМКЕН, австрийские груббер ФОГЕЛЬ унд НООТ и комбинированный агрегат СЕПАК-ПРОФИ.
Фото 10. Наибольшее распространение в Украине получил немецкий агрегат ЕВРОПАК (его уже копируют, правда, не совсем удачно, 5 украинских заводов). Это машина для поверхностной обработки почвы. Ширина захвата ЕВРОПАКа 6 м, он агрегатируется трактором мощностью порядка 200 л.с. Он прекрасно готовит верхний слой почвы (5-7 см) под посев. Его задача обеспечить мелкокомковатую (5-15 мм) почву, в которой семена дадут наиболее дружные всходы. И не последнюю роль здесь играют ротора. ЕВРОПАК делает сразу несколько операций: 1 — сглаживание шлейфом поверхности почвы; 2 — разравнивание роторами поверхности поля; 3 — рыхление лапами верхнего посевного слоя почвы; 4 — измельчение роторами почвы до мелкокомковатого состояния; 5 — выравнивание поверхности почвы пружинными боронками. |
|
Фото 11. ЕВРОГРУББЕР — типичный представитель культиваторов для глубокого рыхления также имеет ротор. | |
Фото 12. Культиватор с ротором в работе (лущение стерни). Активные ротора выполнят эту же работу без рыхлящих лап. |