Мотокультиватор «ЛИДЕР». А лидер ли?

Фото 1.

Мотокультиватор "ЛИДЕР" (Россия, г. Ковров). Двигатель B&S-3,75 л.с., 4-тактный, бензин, передача — ременная, редуктор — червячный, наличие скоростей — 1 передняя, задняя отсутствует, захват фрезы 3565 см, обороты фрезы — 120…130 в мин., глубина обработки — до 12 см, система отбора мощности отсутствует, вес 28 кг.

Фото 2.

ЛИДЕР относится к классу лёгких односкоростных мотокультиваторов, предназначенных для выполнения одной операции — перелопачивания почвы перед посадкойпосевом.

Фото 3.

Ковровский завод, не имеющий опыта производства с.-х. мини-техники, поступил довольно рационально: не стал «изобретать велосипед», а скопировал уже известную зарубежную модель Gart-350 (изображена на фото).

Фото 4.

Мотокультиватор Gart-350, вид справа.

Фото 5.

Мотокультиватор Gart-350. Вид на фрезу.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ:
Несмотря на повышение в последние годы спроса на более функциональные мотокультиваторы, этот тип по-прежнему останется востребованным в среде дачников, которые засаживают каждый сантиметр своего участка и используют исключительно ручной труд по причине как отсутствия достаточных финансовых средств, так и невозможности использования мотокультиваторов на плотно засаженных участках. Этим дачникам нужно только одно — весной перекопать огород на небольшую глубину, с чем ЛИДЕР должен справиться.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ:
Судя по выбранной для копирования модели Gart-350, завод задался единственной целью — сделать максимально дешёвый мотокультиватор. В принципе, это ему удалось. Или, если точнее, почти удалось. Почему почти, об этом мы скажем в конце нашего анализа.
А чем же пришлось пожертвовать ради низкой цены?
Рукоятками управления. Они не поворачиваются в стороны. А это значит, что оператор будет идти по свежевзрыхленной почве, затаптывая её. Да и идти по такой почве довольно тяжело.
Следующий недостаток — хлипкая конструкция. Это результат тонких труб, из которых сделаны рукоятки, и недостаточно жёсткого их крепления. В работе это чувствуется по довольно сильным вибрациям. Сразу оговоримся: этот недостаток присущ всем лёгким культиваторам. Одни вибрируют меньше (Solo-502 — удачный двигатель Honda и ножи с нулевым углом резания), другие больше (Euro-2 — чрезмерно выкрученные для такого класса культиваторов ножи, скользящий по основанию двигатель любительского класса). От вибраций можно уйти на более серьёзном мотоблоке с профессиональным двигателем и гасителями колебаний.
На ЛИДЕР поставили очень даже неплохой червячный редуктор (гораздо прочнее, чем на ЕВРО-2). Но почему червячный? Ведь на дворе не 90-е годы, уже давно известны сильные и слабые стороны червяка, а потому ставить его на мотокультиватор без задней передачи, значит, обречь ЛИДЕР на вымирание. Поясним это подробнее. Червячная передача, из-за большого передаточного отношения, не имеет обратного хода. Чтобы убедиться в этом, потяните при выключенном сцеплении мотокультиватор с червячным редуктором на себя. Фреза не будет проворачиваться обратно, пойдёт юзом и разворотит то, что вы только что взрыхлили (вытягивать мотокультиватор задним ходом довольно часто приходится при обработке сильно засаженных участков, т.е. там, где развернуться мотокультиватором не всегда представляется возможным). Вот почему в современных мотокультиваторах стоят, в основном, редукторы с цепной передачей (любительская серия) либо с зубчатыми колёсами (многофункциональная техника). Ну, а уж если ставят червяк, то обязательно с задним ходом.
Сэкономили конструкторы и на массе в целом. Из-за этого к.п.д культиватора не превышает 60%. Иными словами, лошадиные силы, заложенные в двигатель, не используются полностью: лёгкий мотокультиватор недозагружен. Поэтому о том, чтобы работать с плугом или копать картошку и речи быть не может.
Несмотря на то, что двигатель производится известной американской моторостроительной компанией, не следует обольщаться, что он также долговечен, как и другие двигатели этой компании, которые в 3-5 раз дороже. Поэтому почаще проверяйте уровень масла, чтобы двигатель не заклинило от перегрева.


ПРИМЕНЕНИЕ:

К «Лидеру» вполне приемлема характеристика, которую мы давали мотокультиватору Gart-350, а именно: лёгкий вес ЛИДЕРА не позволит обработать тяжёлые, заплывшие, глинистые, задернелые и ранневесенние почвы. Можно проходить по 2-3 раза, постепенно заглубляясь с каждым новым проходом, но желаемый результат далеко не всегда будет достигнут. Количество выполняемых операций: одна основная (фрезерование почвы) и 2 дополнительные (нарезка борозд, окучивание).
В общем, мотокультиватору ЛИДЕР далеко до лидера, но владелец такой машинки уже никогда не будет перекапывать лопатой огород (согласитесь, что это большое облегчение дачнику).

ОБСЛУЖИВАНИЕ:

Очень простое: периодически меняйте масло, а на зиму консервируйте согласно Инструкции по эксплуатации. Капитальный ремонт такой техники не целесообразен: комплект запчастей цилиндро-поршневой группы будет стоить столько же, сколько и новый двигатель. Такие мотокультиваторы называют ещё необслуживаемыми. Для тех, кто может позволить себе поменять со временем старый мотокультиватор на новый, пожалуй, это более комфортный вариант, чем ремонтировать старый, хотя, конечно, удельная стоимость необслуживаемых мотокультиваторов (имеется в виду стоимость одного моточаса) всегда выше в несколько раз.

РЕЗЮМЕ:

При всех своих недостатках мотокультиватор ЛИДЕР имеет серьёзный козырь — в 1,5-2 раза более низкую цену, чем культиваторы среднего класса. Остаётся непонятным только одно: почему ЛИДЕР в Украине дороже мотокультиватора Gart-350? Ведь известно, что копия никогда не бывает лучше оригинала. Будь ЛИДЕР подешевле, он наверняка нашёл бы своих поклонников. По всей видимости, небольшой объём производства этих мотокультиваторов в Коврове не позволяет снизить их себестоимость и выйти на пристойный уровень качества.

 

Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?