Выпуск мотоблоков МТЗ-0,5 начат в 1984 г. на Минском тракторном заводе. Годовой объем производства этой машины составляет около 25 тыс. единиц. Снабжение мотоблока запчастями организовано Минским торговым посылочным предприятием (220694, Минск, 2-й Велосипедный -пер., д. 30).
Техническая характеристика мотоблоков
«Северный» тип мотоблока должен иметь высокий дорожный просвет под осью колес до земли (не менее 170 мм); удельное давление на почву 0,8 кгс/см2; приводной шкив для подсоединения некоторых мини-машин и механизмов; дополнительные колеса с металлическим ободом для замены в необходимых случаях колес с шинами; балластные грузы, чтобы доводить сцепную массу до 250-270 кг. Предназначается он прежде всего для возделывания картофеля, корнеплодов, заготовки сена. Мотоблоки МБ-1 и МТЗ-0,5 соответствуют названным требованиям мотоблока «северного» типа. Грузоподъемность полуприцепа для таких мотоблоков может составлять до 500 кг. Блоки можно использовать для условий Украины.
«Южный» тип мотоблока должен иметь дорожный просвет от 150 до 300 мм; удельное давление на почву 1,0 кгс/см2; грузоподъемность полуприцепа до 350 кг; приводной шкив; продольную и поперечную устойчивость и приспособленность к работе на склонах до 15-20°; балластные грузы для обеспечения необходимой сцепной массы. К мотоблокам «южного» типа относится Супер-610А. Он рассчитан в основном на эксплуатацию в местностях с резко выраженным холмистым и горным рельефом, поэтому может использоваться в западных областях Украины, в Крыму.
Основы устройства мотоблоков МБ-1 (рис, 4), МТЗ-0,5 (рис. 5), Супер-610А (рис. 6). Основными узлами любого мотоблока являются двигатель, трансмиссия и ходовая часть. Промежуточным звеном для соединения мотоблока с орудиями служит сцепка.
Трансмиссия. У мотоблока МВ-1 (рис. 4, а) трансмиссия состоит из клиноременной передачи и цепного редуктора, с помощью которых крутящий момент передается от двигателя к колесам. Клиноременная передача имеет два ремня (переднего и заднего хода) и выполняет также функцию сцепления: при ослабленных ремнях крутящий момент не передается от двигателя на редуктор и начинает передаваться на него при нажатии на верхний рычаг переднего хода, расположенный на рулевой штанге. При необходимости перехода с переднего хода на задний верхний рычаг отпускается, благодаря чему отключается сцепление, и нажимается нижний рычаг, включающий задний ход. При нажатии на один или другой рычаг происходит перемещение натяжного ролика к соответствующему ремню. Ремень натягивается, вступает в контакт с расположенным на валу двигателя шкивом, и крутящий момент начинает передаваться от двигателя на редуктор и через него на колеса. Нажимать на два рычага одновременно запрещается, так как мотоблок может выйти из строя из-за сгорания ремней.
У мотоблока МТЗ-0,5 трансмиссия состоит из сцепления, коробки передач, главной и конечной передач, дифференциала. Сцепление плавно передает крутящий момент от двигателя первичному валу коробки передач. Сцепление с ручным управлением, постоянно замкнутое, многодисковое, фрикционное, работает в масле. Коробка передач обеспечивает изменение передаточного числа трансмиссии и реверс. Вторичный вал коробки передач приводится в движение через шестеренчатое зацепление с промежуточным валом. Привод последнего осуществляется также через шестеренки от первичного вала, на который крутящий момент передается от двигателя через сцепление. Главная передача состоит из конической шестерни, входящей в зацепление с ведомой шестерней дифференциала. Конечная передача состоит из левого и правого одноступенчатых редукторов. На фланцах их выходных валов установлены колеса мотоблока.
5, Мотоблок МТЗ-0,5: а — общий вид в агрегате с плугом ПЛ-1: 1 — лемех; 2 — отвая; 3 — полевая доска с пяткой; 4 — грядиль; 5 — иож; б — стойка; 7 — болт; S-шкворень; 9-рукоятка механизма глубины; 10-ручка руля; 11-рычаг управления сцепяеинем; 12- ручка реверса; 13 — ручка переключения передач; 14 — топливный бак; 15 — двигатель; 16 — глушитель;
б — сцепка: 1,2 — рукоятки регулирования глубины пахоты и ширины захвата; 3 — шарнирная гайка; 4 — стопорный палец; 5, 6 — прицепная скоба и рама мотоблока; 7 — регулировочный болт; 8 — ушко шарнирного устройства; 9 — стопорный болт; 10 — стоика орудия
Дифференциал обеспечивает при движении мотоблока по неровной дороге и его повороте вращение колес с различными угловыми скоростями. Основными узлами трансмиссии мотоблока Супер-610А являются коробка передач и главная передача. Размещенный в коробке передач механизм реверса служит для изменения направления движения мотоблока на всех трех передачах движения вперед и одной — назад. Главна^ передача имеет червячную пару с механизмом отключения полуосей колес.
6. Мотоблок Супер-610А и сцепка: общий вид (а) и вид со стороны управления мотоблоком (б): 1 — картер; 2 — коробка сцепления; 3 — передний балласт; 4 — салазки; 5 — пусковое устройство; 6 — воздушный фильтр; 7 — бензобак; 8 — крышка бензобака; 9 — глушитель; 10 — крепление капота; 11 — кронштейн крепление штанги; 12 — рукоять зажима штанги; 13 — тяга переключения скоростей; 14 -штанга управления; 15 — тяга вала отбора мощности; 16 — ручка тормоза; 17-рукоятка; 18 — ручка газа; 19 — ручка сцепления; 20 — рукоятка (вилка) управления; 21 — вал отбора мощности; 22 — балласт колеса; 23 — буксирное устройство; 24 — капот; . в — сцепка СЦ-15: 1 — сектор; 2, 3 — регулировочные планки с кулачками; 4 — палец; 5 — регулировочный винт; 6 — втулка; 7 — рама сцепки; 8 — кронштейн; 9 — регулировочные болты
Устройство для одновременного или поочередного отключения полуосей колес от тихоходного вала выполняет функцию дифференциального механизма. На правой рукоятке штанги управления мотоблоком расположены два рычага для отключения полуосей колес. При разъединении обеих полуосей колеса не будут связаны с трансмиссией и блок можно перекатывать вручную независимо от того, включена или выключена передача, Сцепление, работает двигатель или нет. Ходовая часть. У мотоблока МБ-1 ведущие колеса закреплены на тихоходном валу редуктора и снабжены пневматическими шинами. На этих шинах выполняется большинство операций. При возможном буксировании, особенно при пахоте, взамен пневматических колес устанавливают металлические с грунтозацепами (рис. 4). Кроме того, для улучшения тягово-сцепных свойств мотоблока на нем крепят дополнительный балластный груз.
Ходовая часть мотоблока МТЗ-0,5 состоит из двух ведущих колес, которые прикрепляют на фланцах конечной передачи. Давление воздуха в шинах должно составлять 0,08-0,12 МПа, их размер 5,9X 13" (150X330 мм). Ступенчатая регулировка колеи 450, 600 и 750 мм достигается перестановкой колес. Для снижения при работе с плугом буксирования колес, на каждом из них устанавливают по два балластных груза массой 17 кг каждый.
У мотоблока Супер-610А в ходовую часть входят два ведущих колеса с пневматическими шинами. Давление воздуха в них должно быть 0,12-0,7 МПа. Колея регулируется от 332 до 480 мм с помощью винтового механизма, перемещающего ступицы колес по шлицам полуосей. Преду-, смотрена установка сменных металлических колес диаметром 475 мм с почвозацепами, а также балластных грузов для улучшения тягово-сцепных качеств мотоблока.
Устройства для соединения мотоблоков с орудиями и машинами выполняют в виде кронштейнов, сцепок, навесных п риспособлений.
У мотоблока МБ-1 передний кронштейн представляет собой цилиндрический штырь 2 (см. рис, 4), а задний — кронштейн-пластина, соединяемый с прицепной скобой мотоблока, служит универсальным навесным устройством для крепления к нему различных орудий, например, карто-фелекопателя и других. Плуг 18 присоединяют к мотоблоку при помощи навесного устройства, имеющего параллелограмный механизм 13, снабженный фиксатором 14 в виде зубчатого сектора и защелки с рукояткой. Для соединения этого навесного устройства с мотоблоком служат два шкворня и два фиксирующих упорных болта с контргайками. При помощи параллелограмного механизма можно отклонять плуг от продольной оси мотоблока влево, вправо и фиксировать в нужном положении.
Предусмотрено крепление к мотоблоку разработанных для эксплуатации с ним различных мини-машин, приводимых в действие от вала отбора мощности (ВОМ) мотоблока. Например, на штырь 2 закрепляют насос НМБ-1 центробежного типа, предназначенный для забора из наземных источников и подачи воды для полива, нужд приусадебного животноводства и других хозяйственных нужд. Производительность насоса 6 м /ч, частота вращения ротора 2900 мин-1, напор 40 м, масса 11 кг. Насос приводится в действие с помощью клинового ремня от шкива ВОМ. От этого шкива также с помощью клинового ремня приводится в действие кормо-дробилка ДНК-1, корпус которой крепится к мотоблоку и пят¬ка опирается на грунт или твердое покрытие.
У мотоблока МТЗ-0,5 сцепка (рис. 5, б) вводится своей передней частью в зев прицепной скобы 5 и закрепляется шкворнем 4, который фиксируется чекой. Все разработанные к мотоблоку и агрегатируемые с ним сельскохозяйственные орудия имеют стойку 10, которая вставляется в сцепку сзади и стопорится болтом 9. Если, например, это стойка плуга, то для увеличения глубины пахоты рукоятку 1 поворачивают по часовой стрелке. В случае, когда с помощью этой рукоятки не удается отрегулировать глубину пахоты, ослабляют затяжку болта 9 и для увеличения глубины пахоты стойку 10 перемещают вниз, для уменьшения — вверх. Ширину захвата плуга регулируют рукояткой 2. С по¬мощью этой универсальной сцепки можно обеспечивать поворот и фиксацию любого навесного орудия в вертикальных плоскостях как параллельной направлению движения мотоблока, так и перпендикулярной этому движению. Сцепка снабжена устройством, позволяющим в горизонтальной плоскости устанавливать свободный ход орудия или обеспечивать его блокировку.
Мотоблок Супер-610А соединяется с орудиями универ-сальной сцепкой СЦ-15 (рис. 6, в). Она позволяет: менять у орудий, например у плуга и культиватора, углы вхождения в почву за счет наклона орудия вперед или назад по ходу движения; устанавливать орудия со смещением вправо или влево относительно продольной оси мотоблока или строго по этой оси; устанавливать так называемый свободный ход орудия — необходимый угол его поворота в горизонтальной плоскости; изменять и фиксировать в вертикальной плоскости угол и положение между продольными осями орудия и мотоблока; обеспечивать поворот и фиксацию оборотного плуга.
Работа на мотоблоке. Управление мотоблоком разрешается лицам не моложе 14 лет, изучившим инструкцию по эксплуатации мотоблока и двигателя и знающим Правила дорожного движения. Допущенный к работе на мотоблоке должен знать, как запустить и остановить двигатель, изучить систему управления мотоблоком, овладеть навыками трогания с места и остановки мотоблока, соблюдать технику безопасности.
Система управления мотоблоком. Мотоблок МБ-1 по сравнению с мотоблоками МТЗ-0,5 и Супер-610А имеет минимальное число рычагов управления. Две рулевые штанги в виде изогнутых труб снабжены на концах резиновыми рукоятками. Рычаг управления дроссельной заслонкой карбюратора смонтирован на правой штанге, а на левой установлены два рычага — переднего и заднего хода. При наличии только трех рычагов управление мотоблоком значительно упрощается. С учетом роста работающего можно, как и на мотоблоках МТЗ-0,5 и Супер-610, установить рулевые штанги ступенчато по высоте.
Для управления мотоблоком МТЗ-0,5 служит реверсивная центральная рулевая штанга, снабженная двумя рукоятками и устанавливаемая на верхней крышке коробки передач. Конструктивно штанга сделана поворотной на 15° в обе стороны и на 180° — при работе на реверсе. Органы управления мотоблоком расположены на рулевой штанге и рукоятках. На панелях штанги расположены ручка блокировки дифференциала, рычаги изменения режимов работы коробки передач и переключения передач, кнопка аварийной остановки. Для включения блокировки дифференциала ручка переводится вперед, для выключения — назад. На корпусе мотоблока установлен рычаг включения ВОМ. На правой рукоятке находится рычаг управления дроссельной заслонкой, на левой — рычаг управления муфтой сцепления.
Система управления мотоблоком Супер-610 А состоит из штанги, снабженной двумя рукоятками. На них расположены рычаги управления дроссельной заслонкой карбюратора, переключения передач, отключения правой и левой полуосей колеса, управления сцеплением, включения ВОМ, аварийной остановки двигателя. На правой стороне корпуса коробки передач установлен рычаг управления реверсом. Штанга имеет бесступенчатую регулировку в горизонтальной плоскости, вплоть до поворота на 180°, когда мотоблок для выполнения работ должен двигаться обратным ходом. Во избежание повреждения тросов управления разворачивать, штангу в горизонтальной плоскости допускается только по часовой стрелке.
Трогание с места и остановка мотоблока. Перед началом работы на мотоблоке необходимо проверить его общее состояние, комплектность и исправность, провести ежесменное техническое обслуживание, то есть проверить наличие топлива в бензобаке, масла в картере двигателя и коробке передач, давление в шинах, надежность крепления рулевой штанги, подтянуть резьбовые соединения. Сцепление не должно пробуксовывать при нагрузках и должно обеспечивать плавное включение силовой передачи и полное ее выключение.
Перед пуском двигателя устанавливают реверс в положе¬ние, соответствующее необходимому направлению движения мотоблока, а рычаги управления коробкой передач и ВОМ — в нейтральное положение. После запуска двигателя для трогания мотоблока с места сначала уменьшают частоту оборотов коленчатого вала двигателя, затем выключают сцепление, включают необходимую передачу и далее плавно включают сцепление, одновременно прибавляя обороты коленвала. Вследствие этого мотоблок начинает движение.
Основные правила пожарной безопасности при эксплуата¬ции мотоблока следующие: не допускать подтекание топлива из карбюратора, топливопроводов, бензобака, появившуюся течь топлива немедленно устраняют; не пользоваться открытым огнем и не курить вблизи мотоблока. В случае воспламенения, топлива нельзя заливать пламя водой, а необходимо накрыть очаг плотной тканью (брезентом, мешковиной или другой) и засыпать землей.
Трансмиссия обеспечивает передачу крутящего момента от одноступенчатого редуктора двигателя к рабочим органам и состоит из клиноременной передачи и нижнего двухступенчатого редуктора. Клиноременная передача выполняет и функцию сцепления. На выходном валу цепной передачи редуктора устанавливаются рабочие органы.
На базе энергоблока, используемого в мотокультиваторе МК-1 «Крот», разработан набор сельскохозяйственных орудий и мини-машин, применяемых как с МК-1 «Крот», так и в более полном наборе с его модификациями МК-2 «Крот» и МК-3 «Крот». Причем две последние модификации по принципу работы оцениваются уже как мотоблоки.
Для выполнения последними модификациями мото-культиваторов типа «Крот» функций мотоблока при агрегати¬ровании с набором сельхозорудий и мини-техники предназначен комплект унифицированного переходного устройства, включающего пару навесных колес с пневмошинами, кронштейн и подвески. Колеса устанавливают вместо рабочих органов-роторов на приводных валах и при необходимости снова заменяют на роторы. С помощью переходного устройства применительно к модели МК-1 можно использовать только малогабаритный плуг и полуприцеп.
В целом для модификаций всех мотокультиваторов типа «Крот» выпускают, кроме уже названных для МК-1 рабочих органов, небольшой плуг, косилку, полуприцеп грузоподъемностью 200 кг, водяной насос. Разработана фронтальная приставка, образующая мототележку при соединении приставки с энергоблоком мотокультиватора. Создаются в расчете использования с этим энергоблоком опрыскиватель, домашняя пилорама и другие приспособления.
Модификации МК-2 и МК-3 имеют диаметр колес 320 мм, дорожный просвет 90 мм, колею 285 или 600 мм, габаритные размеры 1960X800X1170 мм. У модели МК-2 — одна передача вперед, обеспечивающая скорость движения до 7 км/ч, масса 50 кг. У модели МК-3 — две передачи переднего хода, обеспечивающие скорости движения 4,7 и 7,1 км/ч и две передачи заднего хода (2,8 и 4 км/ч), масса 60 кг. Для этой модели предусмотрен дополнительный вариант установки шкива, и она оснащена задней и передней навесками. С помощью шкива можно осуществлять привод различных малогабаритных машин, в том числе используемых в приусадебном животноводстве. На заднюю навеску навешивают или прицепляют к ней орудия, связанные с использованием тягового усилия (плуг, окучник, полуприцеп и др.). На переднюю навешиваются и приводятся в действие через клиноременную передачу орудия и машины с активными рабочими органами (косилка, кормодробилка, насос и другие).
Мотокультиватор КЗТЗ-Роби-55 работает по тому же принципу, что и мотокультиваторы типа «Крот»: рабочие органы приводятся в действие от двигателя внутреннего сгорания; обработка почвы осуществляется культиваторными ножами, образующими ротационный фрезерный рабочий орган; перемещение агрегата происходит за счет реактивных сил, возникающих при контакте с почвой вращающейся фрезы; глубина обработки почвы регулируется при помощи сошника; ширина захвата может меняться от 0,3 до 0,6 м.
Названные технические средства разработаны, но выпускаются пока первоочередные из них. С самого начала производства мотокультиватора поставляются вместе с ним рабочие органы ротационной фрезы, защитные диски. Позднее начат выпуск косилки и мотонасоса. Планируется последовательно освоить производство и остальных разработанных для эксплуатации с энергоблоком мотокультиватора малогабаритных машин и орудий.
Правила техники безопасности при работе на мотокульти¬ваторе такие же, как и описанные выше применительнб к работе на мотоблоках.