Система смазывания двигателей позволяет уменьшить потери на трение, возникающие в сопряженных поверхностях, обеспечивает отвод теплоты и удаление из зоны трения продуктов изнашивания. Смазывание способствует, кроме того, более тщательному уплотнению внутрици-линдрового пространства и предохраняет детали и узлы от коррозии. В зависимости от конструкции двигателя смазывание его может осуществляться разными способами.
Четырехтактные карбюраторные двигатели мотоблока МТЗ-05, микротрактора «Агрия-4800» и других имеют комбинированную систему смазывания. В двигателе УД-15 масло по каналу 7 (рис. 3.18, а) системы смазывания поступает к распределительному валу и далее в его втулку 5, а через радиальные отверстия во втулке по кольцевому каналу 6 между распределительным валом и его втулкой — к подшипникам скольжения распределительного вала. Часть масла по каналу, выполненному в картере двигателя, поступает к втулкам толкателей 4.
При подъеме второго толкателя происходит сообщение каналов втулки и толкателя, поэтому масло поступает по штанге к ее верхнему наконечнику и каналу коромысла, а затем в крышку головки цилиндра. Слив масла в картер происходит через кожух штанги 3 и маслосливную трубку 2. Масло из масляной ванны 20 (см. рис. 3.6) через фильтрующую сетку 15 (рис. 3.18, б) поступает в шестеренный масляный насос 14, установленный выше уровня масла в картере и представляющий собой расположенные в одном корпусе две спаренные шестерни, одна из которых является ведущей, а другая — ведомой. Обе шестерни устанавливаются в корпусе с небольшими радиальным и торцевым зазорами.
Во время работы шестерни вращаются и во впадинах между зубьями переносят масло из всасывающей магистрали в нагнетательную, которая выполнена в стенках картера двигателя, при этом рабочее давление составляет 0,15-0,5 МПа. Нагнетательная магистраль раздваивается. Один ее канал 12 заканчивается пробкой, он используется для подключения манометра при контроле рабочего давления масла в магистрали.
Другой канал разветвляется на три: по первому из них / масло поступает к толкателям клапанов, по второму 7 — подается к распределительному валу, по третьему 10, выполненному в стенке картера и опоре переднего подшипника, — поступает в кольцевую полость 9. Далее через отверстие в коленчатом валу масло идет к неполнопоточной центрифуге 8, корпусом которой является вентилятор-маховик. В центрифуге масляный поток закручивается, а находящиеся в масле механические примеси отбрасываются к стенкам и оседают на них. После центрифуги очищенное масло поступает в центральный канал коленчатого вала и по нему подается к шатунному подшипнику скольжения. Отработайное в подшипнике масло сливается в картер двигателя.
Масляная система снабжена редукционным клапаном, поддерживающим постоянное давление масла в магистрали, которое контролируется по указателю 13, установленному в полости клапана. Выход штифта указателя из корпуса клапана при нормальном рабочем давлении должен быть не менее 5 мм. Путем разбрызгивания масла и масляным туманом, образующимся в картере, смазываются зеркало цилиндра и поршневой палец. Смазывание поршневого пальца осуществляется маслом, поступающим к нему через отверстие во втулке и поршневой головке шатуна. Заливается масло в картер через заливную горловину с использованием воронки с сеткой.
Слив масла производится через отверстие в поддоне 19 (см. рис. 3.6) картера, уплотняемое резьбовой пробкой. Аналогичная комбинированная система смазывания применяется в четырехтактных двигателях фирм «Рудже-рини» и «Ко Ти Емме». В отличие от УД-15 четырехтактный двигатель ДМ-1 смазывается только разбрызгиванием. С этой целью на кривошипной головке шатуна устанавливается масло-разбрызгиватель 13 (см. рис. 3.7), который при движении зачерпывает масло, находящееся в картере, и разбрызгивает его.
Образующийся при этом масляный туман смазывает сопряжения деталей кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения. Двухтактные карбюраторные двигатели МК-1, Д-300, «1Z11 Гутброд» и другие смазываются горючей смесью. Конструкция двигателя мотокультиватора МК-1 предусматривает смазывание трущихся поверхностей за счет смазывающего действия горючей смеси, получаемой в карбюраторе при смешивании воздуха и топлива. В качестве топлива для этого двигателя используется смесь бензина с маслом в соотношении 20 : 1, т. е. на 20 частей бензина приходится одна часть масла.
Поступающая в картер двигателя горючая смесь в виде тумана через зазоры и специально предусмотренные отверстия, например для смазывания сопряжения поршневого пальца и втулки поршневой головки шатуна, подается к трущимся поверхностям, смазывая их, чему в немалой степени способствует некоторое повышение давления смеси в картере двигателя при ходе поршня к н. м. т. Смазывание зеркала цилиндра
также осуществляется туманом горючей смеси на такте всасывания. Редуктор двигателя смазывается отдельно, для чего в него заливают 0,075-0,080 л моторного масла, уровень которого постоянно контролируют в процессе эксплуатации мотоблока. При необходимости масло доливают. В отличие от МК-1 двигатель Д-300 смазывается горючей смесью, в которой соотношение между бензином и маслом 25 : 1.
Аналогичным образом производится и смазывание кривошипно-шатунного механизма двигателя «1Z11 Гут-брод». Необходимо отметить, что качество смазывания рассмотренных двигателей существенно зависит от точности соблюдения пропорций бензина и масла, входящих в состав топлива, а также регулировок карбюратора.
Детали и узлы системы смазывания дизеля 1Д90ТА представлены на рис. 3.19. Смазывание двигателя осу-ществляется многопоршневым масляным насосом //, расположенным в передней крышке. Насос крепится снаружи в отверстии днища передней крышки, образующей масляную ванну, и приводите! в действие от вала привода 23 (см. рис. 3.13) посредством червячной передачи, располагающейся на приводном валу и состоящей из червяка 12 (см. позицию 19 на рис. 3.12) и шестерни масляного насоса / (рис. 3.19) с передаточным отноше-нием 2 : 17. Кроме того, в самом насосе происходит дальнейшее снижение частоты вращения вала в соот-ношении 1:11. Вал насоса приводит в движение три поршневых секции, каждая из которых выполняет определенные функции.
Одна секция масляного насоса по нагнетающему трубопроводу 3 через штуцер 2 подает масло к масляному фильтру, установленному с правой стороны масляного картера и представляющему собой фетровую втулку 12, закрытую специальной крышкой 13. Крепление фильтра к картеру осуществляется барашком-гайкой 14. Пройдя через фетровую втулку, масло оставляет на ней механические примеси и уже очищенным поступает в картер двигателя на смазывание подшипников качения кривошипно-шатунного механизма. Вторая секция масляного насоса предназначена для отсасывания избыточного масла из картера двигателя и подачи его в масляную ванну передней крышки.
Забор масла из картера осуществляется через отделительный поддон 16 (см. рис. 3.12), прикрепляемый четырьмя болтами к нижней части картера 17 и также обеспечивающий очистку масла от механических примесей и продуктов изнашивания. Состоит поддон из фильтрующей сетки 5 (рис. 3.19), верхней 6 и нижней 8 частей, соединенных между собой через прокладку 7. От поддона масло через штуцер 9 и трубопровод 10 подается к масляному насосу 11. Третья секция насоса осу-ществляет подачу масла по трубопроводу 4 в верхнюю часть передней крышки картера, откуда масло стекает на приводной вал и механизм привода масляного и топливного насосов, смазывая этот механизм.
Кроме того, крышка картера имеет пробку для слива масла при его замене. Эту же операцию можно выполнить, если снять с передней крышки масляный насос, что является более предпочтительным при промывании полости передней крышки чистым топливом. В передней крышке размещается щуп для определения уровня масла.