Show

ДВИГАТЕЛИ МИНИ-ТРАКТОРОВ. Система пуска двигателей

 Система пуска служит для принудительного прокручивания коленчатого вала двигателя. При этом в двигателе начинают протекать необходимые для его работы процессы газообмена и смесеобразования, осуществляется воспламенение и сгорание горючей смеси, в результате чего двигатель начинает работать.

На мини-тракторах используются механические и электрические системы пуска двигателей (стартеры). В свою очередь, механические системы делятся на рычажные, шнуровые и инерционные.

Иногда используются и давно известные заводные рукоятки. В электрических системах применяются электрические стартеры, т. е. электромоторы постоянного тока с механическими подключением и отключением от коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания.

Схема механизма запуска с помощью рычага (рычажного стартера), применявшегося на двигателе Д-300, представлена на рис. 3.39. Шестерня запуска располагается на конце коленчатого вала и состоит из двух частей. Ведомая часть 2 крепится на хвостовике вала на шпонке и имеет венец 3 с прямыми зубьями. Ведущая часть — шестерня с зубчатым венцом 4, может свободно вращаться на ведомой части. На ведущей шестерне выполнен также боковой венец 7 с косыми зубьями, имеющими форму прямоугольных трапеций, что в сочетании с зубьями ведомого венца составляет храповой механизм. На торцевой части ведомой шестерни располагается шайба 6 с кольцевой впадиной, в которую одним концом входит пружина 5. Второй конец этой пружины вставлен в кольцевую ка-навку ведущей шестерни, выполненную в ее торце. Под действием пружины, находящейся в сжатом состоянии, входят в зацепление боковой венец ведущей части и венец, ведомой части. Механизм запуска включает рычаг, на котором располагается сектор с зубчатым венцом.

Рычаг крепится к задней половине корпуса и фиксируется в вертикальном положении специальным держателем. На мотоблоках различной мощности самым распро-страненным является шнуровой запуск. Такая система пуска применяется, в частности, на мотоблоке МБ-1 (рис. 3.40) и мотокультиваторе МК-1. Шнуровой стартер монтируется на конце коленчатого вала  двигателя ДМ-1 и состоит из барабана 8 для троса 6 (шнура), спиральной пружины 4, храповика 9, опорной втулки 12 с пружиной 13, кольца 10 и крышки 2. Плетеный трос 6 диаметром 6 мм закреплен узлом 5 и наматывается на барабан 8, а на выступающем из крышки 2 его конце установлена рукоятка.

Внутренний конец 7 спиральной пружины 4 закреплен в кольце барабана 8, а внешний конец 3 прикреплен к крышке 2 стартера. Из-за такой установки пружины трос всегда полностью намотан на барабан, а после запуска двигателя рукоятка сразу же возвращается в исходное положение. При резком вытягивании рукоятки стартера опорная втулка, поджимаемая винтовой пружиной 13, входит в зацепление с храповиком и проворачивает коленчатый вал двигателя. Испыта-ниями, проведенными в СССР [13], было установлено, что шнуровой механизм двигателя лучше, чем рычажный. Он исключает опасность удара при преждевременной вспышке.

Шнуровой стартер МК-1 конструктивно аналогичен описанному, он также имеет шнур 26 (см. рис. 3.11), намотанный на барабан 27, спиральную пружину 28 и храповик 29, но прокручивание коленчатого вала двигателя осуществляется через стакан 24, который также позволяет осуществить запуск двигателя с помощью запасного пускового шнура в случае выхода из строя стартера. Для этого на конце шнура завязывается узел, который при снятом с двигателя пусковом устройстве вставляется в паз стакана 24, выступающего из кожуха вентилятора-маховика 31. Затем шнур наматывается на стакан против часовой стрелки.

При резком натягивании шнура осуществляется запуск двигателя. Запуск двигателя «Гольдони Супер-600» также осуществляется либо стартером с автоматически убирающимся шнуром, либо шнуром, непосредственно наматывающимся на шкив коленчатого вала двигателя. Для облегчения запуска применяется автоматический декомпрессор.

 

Пусковое устройство в мотоблоках и мотоорудиях обычно компонуется на кожухе вантилятора-маховика и в соответствии с этим может устанавливаться в передней части мотоблока (например, «Гольдони Супер-600» и МТЗ-05 -см. рис. 2.7 и 1.12), сверху двигателя (мотоблок «Роби-54») и сзади мотоблока («Агрия»). Запуск поперечно расположенного дизельного двигателя мотоблока «Исеки К.Д-1Ю0» осуществляется непосредственно с помощью заводной рукоятки. 

 

В дизеле 1Д90ТА предусматриваются системы элек-трического и механического запуска. Для электрического запуска применяется стартер (рис. 3.41, а) мощностью 1,3 кВт и рабочим напряжением 12 В. В корпусе 3 располагаются обмотки электромагнитов и установлен якорь стартера, который набран из отдельных изолированных пластин. В пластинах вырезаны пазы, и в них уложена обмотка якоря, концы секций которой припаяны к выступам коллектора, закрытого вместе со щетками пластиной 4. На валу якоря установлена приводная шестерня /, которая при запуске перемещается по шлицам вала и входит в зацепление с. венцом 14 (см. рис. 3.12) маховика.

Перемещение шестерни / (рис. 3.41, а) осуществляется под действием приводного механизма, закрытого крышкой 6, который срабатывает при подаче напряжения на реле 5. Якорь реле, соединенный с приводным механизмом, втягивается в реле и перемещает шестерню /; в то же время подается напряжение на обмотки стартера. После начала работы двигателя привод к шестерне отключается специальной муфтой, возврат шестерни в исходное положение осуществляется под действием пружины.

Крепится стартер к картеру двигателя посредством фланца 2, а управление электрическим запуском производится с помощью кнопки 20 включения стартера (см. рис. 3.35). Система механического запуска дизеля предусматривает запуск с помощью заводной рукоятки и пускового шнура (рис. 3.41, б). При запуске с помощью заводной рукоятки цилиндрическая часть / вставляется в торцевую часть храповика вала двигателя таким образом, чтобы двусторонний штифт 2 рукоятки 3 вошел в зацепление с храповиком. Запуск осуществляется проворачиванием за рукоятку вала двигателя.

В случае запуска пусковым шнуром зуб 5, расположенный на его конце, вставляется в выемку на заводном шкиве, который находится на переднем конце вала двигателя. Затем шнур наматывается по часовой стрелке на шкив. Для запуска двигателя следует резко потянуть рукой за рукоятку 4 шнура, проворачивая коленчатый вал двигателя. В качестве примера электрооборудования мини-трактора, оснащенного дизелем с электрозапуском и имеющим осветительные и коммутационные приборы, рассмотрим схему электрооборудования микротрактора TZ-4K-14, которая значительно сложнее всех рассмотренных выше.

В качестве источника электрического тока (см. рис. 3.35) используются аккумулятор 17 и генератор 18 постоянного тока. Аккумулятор размещается под приборным щитком микротрактора и питает стартер 19 при запуске двигателя. Генератор мощностью 150 Вт расположен с левой стороны на передней крышке двигателя. Система имеет напряжение 12 В и служит для питания различных приборов и систем, а также зарядки аккумулятора. Ротор генератора приводится во вращение клиновым ремнем от распределительного вала двигателя. Этот же ремень используется и для привода вентилятора системы охлаждения. Натяжение ремня регулируется поворотом генератора, который имеет возможность изменять свое положение относительно передней крышки картера.

Релерегулятор постоянного тока 15 состоит из трех отдельных реле: реле обратного тока, регулятора напряжения и ограничителя тока. Реле обратного тока служит для автоматического соединения аккумулятора с генератором, если напряжение на клеммах генератора достигает 12 В. В этом случае происходит зарядка аккумулятора. При меньшем напряжении эта цепь разрывается, предохраняя аккумулятор от разрядки на генератор.

Регулятор напряжения служит для стабилизации напряжения на клеммах генератора при изменении его частоты вращения или нагрузки в цепи потребителей электрического тока. Ограничитель тока защищает генератор от перегрузок, возникающих в случае подключения к нему большого числа потребителей или разряженного аккумулятора. При перегрузке ток в обмотках якоря генератора значительно возрастает, что приводит к их перегреву и выходу из строя.

Электрооборудование микротрактора имеет включатель массы 16 и кнопку электрозапуска 20. Зарядка аккумулятора контролируется по сигнальной лампе 21. Включение системы электрооборудования микротрактора в работу осуществляется специальным замком-включателем 22, имеющим три положения ключа, что обеспечивает работу приборов от генератора или от аккумулятора. Предохранители 6 защищают приборы системы электрооборудования от повышенного напряжения. Для удобства обслуживания через розетку 5 к электросистеме можно подключить переносную лампу.

Электрический звуковой сигнал 4 связан с источником тока через кнопку включения сигнала 3. Фары и 24, указатели поворота 2 и 23 подсоединяются к системе электрооборудования через трех- и. четырехклеммные колодки 25 и 26. Переключатель указателей поворота 8 связан с электросистемой через включатель 7 и клеммную коробку 9, к которой подключается-лампа 14, сигнализирующая о работе указателей поворота. Указатели поворота 10, 13 и габаритные огни подклю-чаются к системе через пятиклеммную колодку 11. Семиконтактная розетка 12 служит для подключения электрооборудования прицепа.

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 

Adblock
detector