Речь пойдет о выборе двигателя мотоблока. Обычно покупателя интересует максимальная мощность, которую способен выдать силовой агрегат. На деле, она конечно важна, но не всегда. Характеристика мощности показывает, сколько механической работы в пределе способен выполнить мотор. Наибольшей отдачи бензиновый мотор достигает при оборотах, равных максимальным. То, что в остальном диапазоне может вовсе «не тянуть», на практике будет восприниматься, как нехватка тяги.
Вот почему еще один важный механический параметр — крутящий момент. Его кстати принято называть «тягой», именно он и отвечает за эффективность выполнения механической работы. От значения крутящего момента зависит, насколько эффективен культиватор (чтобы повернуть завязшую фрезу), да и мотоблок. Понятно, что чем момент больше, тем лучше. Однако здесь важно, при каких именно оборотах он достигает пика.
Попробуем объяснить это. Самое трудное на практике — это стронуть фрезу или груз, когда желательно, чтоб максимум крутящего момента был на малых оборотах. И отдача, при этом, тоже должна иметь место на всем диапазоне частоты вращения. В противном случае, производительность будет мала.
Отсюда вопрос: как же при такой покупке определить "характер" данного мотора? Несколько советов:
— Чем ниже обороты, на которые приходится максимальный крутящий момент, тем это лучше. Что убережет и трансмиссию, и сцепление.
— Обороты на максимальной мощности должны превосходить обороты при максимальном моменте. Тогда, на уменьшение частоты (в данном диапазоне) двигатель реагирует повышением тяги.
— В двухтактных моторах, процесс работы происходит в 2 раза чаще, нежели в четырех-тактном, что практически удваивает объем цилиндров. При этом, однако, повышается и расход топлива, рассчитанного на единицу мощности.
— Поэтому, при равной мощности и прочих равных параметрах, выбирайте мотор с наибольшим рабочим объемом — "характер" у него более "покладистый", да и моторесурс как правило выше.
Как известно, в технике нельзя что-то улучшить, не меняя что-либо еще, то есть, за все приходится платить. Конструкторы вынуждены сегодня идти на компромиссы. Сужая рабочий диапазон (о котором говорилось выше), увеличивая рабочую частоту вращения, возможно получить легкий и очень мощный мотор, который подойдет для мини-мотоблока, культиватора (когда не надо возить грузы, почвофреза же может работать при постоянных оборотах).
Похоже, такие движки устанавливают чаще на бензопилах или газонокосилках, все они, как правило, будут двухтактные. Мотоблоку, мы думаем, нужен мотор посерьезнее – среди них в основном четырехтактные; с бОльшим рабочим объемом – хоть он и тяжелее, зато экономичней.
У четырехтактных двигателей есть картер, который служит накопителем возвращаемого масла. Как следствие, расход минимален, необходимости в доливке нет. Если в конструкции кроме того предусмотрен сменный фильтр, то интервалы между обслуживанием значительно возрастают. Впрочем, такая система требует и наличия насоса, на практике встречается редко.
Двухтактный двигатель никакого картера не имеет, масло подается к деталям вместе с бензином. Расход масла в данном случае намного больше, оно попросту сжигается после «работы» в камере сгорания. Детали здесь "трудятся" в режиме недостаточной смазки, и срок службы мотора на порядок ниже, чем для четырехтактника.
С другой стороны, двухтактные моторы отличаются темм, что поступление масла – стабильнее, мало зависит и от пространственной ориентации (если наклонить мотор четырехтактный, то масло собирается в углу картера). Вывод таков: если мотоблоку уготован сложный труд на очень рельефной местности, можно задуматься о приобретении двухтактников.
Система воздухозабора также отличается. На четырехтактном моторе используются клапана (на цилиндр как минимум два), что требует особого внимания (механизм нуждается в точной настройке).У двухтактных – система впуска воздуха организована по-другому (в регулировке не нуждается). В общем, выбор системы двигателя зависит от ситуации (от требований, предъявляемых к его работе).