МОБИЛЬНЫЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ. Малолитражные двигатели внутреннего сгорания

Такими двигателями оснащены все мобильные энергетические средства малой механизации. Двигатель можно приобрести как отдельно поставляемое изделие. 

Двигатели мотоблоков и мини-тракторов Украины. В Украине двигателями внутреннего сгорания оснащены мотоблоки М-3, «Ciq», мини-трактор «Прикарпатец», четырехколесный мотоцикл ЗИМ-350, мини-трактор Т-010.

На мотоблоке М-3 установлен одноцилиндровый 4-х тактный карбюраторный двигатель марки МДЗ, мощностью 2 кВт (2,72 л. с), воздушного охлаждения. Частота вращения коленвала при номинальной мощности 36О0 об/мин. На двигателе установлен центробежный регулятор числа оборотов. Карбюратор — однокамерный с горизонтальным потоком, с управлением дросселя от регулятора. Система смазки — разбрызгиванием. Система пуска ручная с приводом от самоубирающегося шнура. Система зажигания электронная, на базе маховичного магнето. Удельный расход топлива 422-449 г/кВт*ч. Муфта сцепления многодисковая, постоянно замкнутая работающая в масле. Частота вращения зависимого ВОМ — 1000 об/мин.

Мотоблок «Cin» оснащен дизельным двигателем СН-6Д, одноцилиндровым воздушного охлаждения, четырехтактным. Мощность двигателя 4,4 кВт (6 л. с). Часовой расход топлива 1,25 кг/ч. Запуск двигателя осуществляется вручную. Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач — клиноременная. Муфта сцепления двигателя фрикционная многодисковая, сухая, постоянно замкнутая.

 

Мотоблок «Артания» модели МА200 может быть уком-плектован и поставляться с одним из следующих двигателей, имеющих мощность*: мод. 161432 — изготовитель корпо-; рация «Бриггс и Стрэтонн», США, 6,6 кВт (9 л. с); мод.^ 132432 — изготовитель тот же, 3,7 кВт (5 л. с); мод, ДМ 10 — изготовитель ПО «Красный Октябрь», С-Петербург, 3,7 кВт (5 л. с); мод. СХ-131Д «Фермер» — изготовитель — Зеленоградское АО, 3,7 кВт (5 л. с.); мод. СН-6Д — изготовитель Токмакское ПО «Юждизельмаш», 3,7 кВт (5 л. с.); мод. КД-2 — изготовитель — Дергачевский моторостроительный’ завод, 5,9 кВт (8 л. с). 
На мини-тракторе «Прикарпатец» установлен двухцилиндровый четырехтактный дизельный двигатель марки 2ДТл Мощность двигателя 11 кВт (15 л. с), при частоте ЗОООоб/мин.: Масса двигателя 83 кг, Удельный расход топлива 240 г/кВт- ч. Основной запуск двигателя осуществляется электростартером, резервный — ручной пуск. Система охлаждения — водяная.

 

* Двигатели 161432, 132432, ДМ1Д — четырехтактные бензиновые, СХ-131-двухтактный бензиновый, СН-6Д — четырехтактный дизельный, КД-2 — двухтактный, работающий на любом топливе.

Габаритные размеры 560X450X620 мм. На двигателе установлен топливный насос высокого давления, золотникового типа, блочный.

На мотоцикле М-350 установлен двухцилиндровый, двухтактный, карбюраторный двигатель, с кривошипно-камерной возвратно-петлевой продувкой модели ИЖЮ5М. Максимальная эффективная мощность при частоте вращения коленчатого вала 4200±300 об/мин- 12 кВт (16,3 л. с). Топливо — бензин А-76 с добавлением моторного масла. Охлаждение двигателя воздушное, принудительное. Воздух с помощью центробежного вентилятора подается в дефлектор, который служит для направления воздушного потока на охлаждаемый двигатель. Система пуска — механическая,-пусковым устройством.

 

Мини-трактор Т-010 оснащен малолитражным двигателем внутреннего сгорания марки УД-25. Тип двигателя — карбюраторный, четырехтактный, двухцилиндровый, с воздушным охлаждением. Номинальная мощность 7,3 кВт (10 л. с). Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности 3000 об/мин. Диаметр цилиндра 72 мм, ход поршня — 60 мм, степень сжатия 6. 
Топливный насос диафрагменного типа, карбюратор К-16. Расход топлива при номинальной мощности не более 435 г/кВт-ч. Топливо — бензин А-72, А-76. Фильтр воз-душный, инерционно-масляный с фильтрующим элементом. Очистка топлива осуществляется неполно — поточной центрифугой. Масляный насос — шестеренчатый. Рабочее давление масла 0,15-0,5 МПа. Контроль давления масла осуществляется по штоковому указателю. Удельный расход масла не более 13,6 г/кВт • ч. 
Тип охлаждения двигателя — воздушно-принудительное, приток охлаждающего воздуха регулируется с помощью жалюзей на кожухе маховика-вентилятора

 

Регулирование частоты вращения коленчатого вала — автоматическое, центробежным регулятором частоты вращения.

Передний вал отбора мощности независимый, съемный, задний — зависимый. При 3000 об/мин коленчатого вала двигателя передний ВОМ передает мощность 5,6 кВт (7,6 л. с), задний ВОМ — 5,5 — кВт (7,5 л. с). Каждый ВОМ выполняет 1000 об/мин.

Двигатели мотоблоков МБ-1, МТЗ-0,5, Супер-бЮА. На этих мотоблоках устанавливают малолитражные двигатели внутреннего сгорания различных марок (соответственно МД-1, УД-15 и АНЛ-300).

 

Двигатель мотоблока МБ-1. На мотоблоке устанавливают двигатель марки МД-1, четырехтактный, одноцилиндровый, карбюраторный, мощностью 3,7 кВт (5 л. с.), с нижнеклапанным механизмом газораспределения и принудительным воздушным охлаждением, Диаметр поршня 76 мм, рабочий объем 316 см3, частота вращения коленчатого вала 3200 мин-1, топливо — бензин А-76 или А-72. На двигателе установлен всережимный регулятор, допускается угол наклона двигателя не более 8°. 
Система смазки — разбрызгиванием в масляном картере масла МЮГИ или М12ГИ с помощью маслоразбрызгивателя, который расположен на нижней головке шатуна. Система зажигания — электронная, бесконтактная, свеча А17-В или A11-I. Бензин поступает из топливного бака в карбюратор самотеком. Система запуска — встроенным ручным индивидуальным стартером. Передача от двигателя к редуктору и навесным орудиям — клиноременная. Отбор мощности осуще-ствляется с помощью шкива, частота вращения которого такая же, как и коленвала двигателя. Вместимость бензобака 3,5 л, удельный расход топлива 370 г/кВт*ч.

 

Двигатель мотоблока МТЗ-0,5. На мотоблоке устанавливается двигатель марки УД-15 четырехтактный, одноцилиндровый, карбюраторный, мощностью 3,7 кВт (5 л. с.). Охлаждение двигателя воздушное, механизм газораспределения- верхнеклапанный. Клапаны открываются внутрь цилиндра, что улучшает заполнение его горючей смесью и протекание рабочего процесса Частота вращения коленвала 3000 мин-1. Для поддержания постоянного скоростного режима частоты вращения коленвала служит всережимный регулятор центробежного типа. Бензин подается в карбюратор топливным насосом. Смазка двигателя комбинированная: менее нагруженные детали смазываются разбрызгиванием масла, а к более нагруженным оно подводится под давлением.

Запуск двигателя осуществляется педалью или ручным шнуровым стартером. Горючая смесь в цилиндре зажигается электрическим током высокого напряжения, получаемого от магнето. Вместимость бензобака 6,3 л, удельный расход топлива 430 г/кВт • ч. Частота вращения вала отбора мощности 1000 мин-1, вал задний, зависимый, односкоростной, его выходной конец находится в продольно-вертикальной плоскости симметрии мотоблока на высоте 370 мм от грунта. Эту высоту следует учитывать в случаях эксплуатации мотоблока со стационарными средствами малой механизации (СММ), в том числе и самодельными, осуществляя их привод от вала отбора мощности (ВОМ).

 

Двигатель мотоблока Супер-бЮА. На мотоблоке устанав- . ливается двигатель АНЛ-300 мощностью, 4,8 кВт (6,5 л. с), четырехтактный, одноцилиндровый, карбюраторный, с нижним расположением клапанов и воздушным охлаждением. Рабочий объем цилиндра 0,372 л, диаметр 80 мм. 
Частота вращения коленчатого вала 3600 мин-1. Топливо (бензин А-76) поступает в карбюратор из бензобака самотеком. Запуск двигателя осуществляется вручную с помощью шнурового стартера. Для облегчения запуска на распределительном валу двигателя устанавливается автоматический декомпрессионный механизм. Вместимость бензобака 4,5 л, удельный расход топлива 450 г/кВт*ч. Вал отбора мощности вращается с частотой 790 мин-1, включается рычагом, привод вала — зависимый.

 

Двигатели мотокультиваторов, мотокосилок и отдельно поставляемые. В индивидуальных хозяйствах находят широкое применение серийно выпускаемые мотокультиваторы МК-1 «Крот», КЗТЗ-Роби-55, мотокосилка КММ-1. В последние годы владельцам таких хозяйств стало проще приобрести некоторые марки отдельно поставляемых двигателей.

Двигатели мотокультиваторов. Мотокультиваторы типа «Крот» (МК-1, МК-2, МК-3) оборудуются двухтактным, одноцилиндровым, карбюраторным двигателем с принудительным воздушным охлаждением. Рабочий объем цилиндра двигателя 60 см3, частота вращения коленчатого вала 6000 мин-1. Мощность двигателя 1,77 кВт (2,4 л. с), топливо — смесь бензина А-76 с маслом М8А, М8Б в соотношении 1:20. В системе зажигания применено бесконтактное электронное магнето. Топливо подается в карбюратор самотеком из бензобака, одной заправки бака хватает для работы двигателя в течение двух часов. Удельный расход топлива 596 г/кВт-ч. Выходной вал встроенного в двигатель одноступенчатого редуктора имеет максимальную частоту вращения, равную 2200 мин-1. Двигатель можно использовать для приведения в действие различных приспособлений, механизмов и устройств в приусадебном животноводстве, а также водяного насоса, опрыскивателя.

На мотокультиваторе КЗТЗ-Роби-55 устанавливается двигатель мощностью 1,98 кВт (2,7 л. с), двухтактный, одноцилиндровый, карбюраторный, с принудительным воз-душным охлаждением. Топливо подается из бензобака в карбюратор самотеком. Для очистки поступающего в двигатель воздуха от пыли служит воздушный фильтр.

Двигатель мотокосилки КММ-1. На косилке устанавливается двигатель марки «Дружба-4» мощностью 2,94 кВт (4 л. с.). одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный, с воздушной принудительной системой охлаждения от центробежного вентилятора, Рабочий объем цилиндра 94 см3, диаметр цилиндра 48 мм. Частота вращения коленчатого вала 5000 мин~’. Топливо — смесь бензина А-72 или А-76 с маслом автомобильным АС-8 или АС-9,5 в пропорции 15:1. Смазка двигателя осуществляется за счет примеси масла к топливу.

Система питания состоит из топливного бака с краном, топливопровода и карбюратора, в который топливо поступает по трубопроводу самотеком. Беспоплавковый карбюратор мембранного типа обеспечивает работу двигателя при наклоне до 45° в любом направлении по отношению к горизонту. Система зажигания состоит из магнето маховикового типа, провода высокого напряжения и свечи. Двигатель запускается с помощью съемного тросового стартера. Удельный расход топлива на всех рабочих режимах не более 750 г/кВт-ч.

 

Отдельно поставляемые двигатели. При ведении приусадебного животноводства на современном уровне возникает необходимость механизации самых разнообразных работ. Поэтому возникает потребность использования не только мотоблоков, мини-тракторов, мотокультиваторов и моторизованных косилок. Владельцы личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств нередко заинтересованы в приобретении малолитражных двигателей внутреннего сгорания как отдельных изделий, с целью приспособления их для привода различных средств малой механизации. 
Возможности приобретения таких двигателей расширяются, в том числе и за счет кооперативных поставок. Например, научно-производственным кооперативом выпускается малолитражный двигатель «Вираж» для механизации сельскохозяйственных работ с самым широким диапазоном его применения: в мотоблоках, мини-тракторах, приводе водяных насосов, деревообрабатывающих станков, в обеспечении работы малогабаритных электростанций, приведении в действие различных машин, механизмов и приспособлений в приусадебном животноводстве, домашней мастерской.