Гусеничный ход — русский ход для мотоблоков и минитракторов его преимущества и недостатки

Данная статья будет посвящена истинно русскому изобретению, по равнозначности ничуть не менее важном, чем таблица Менделеева или радио Попова. Речь пойдет о гусе­ничном ходе…

 

Историческая справка

БЛИНОВ ФЕДОР АБРАМОВИЧ — русский механик, первый в мире изобретатель гусенично­го хода на транспортном средстве. Родился в 1827 г. в селе Никольское, Вольского уезда Са­ратовской губернии.
Гусеничный ход изобретение столь же великое, как и изобретение колеса. Но если имя изоб­ретателя колеса затеряно в глубине веков, то изобретатель гусеницы, которые стали исполь­зовать автомобили, тракторы и другие транспортные средства известен. Это русский кре­стьянин Федор Блинов. Его родители были крепостными. С техникой впервые познакомил­ся, работая с отцом в кузнеце.
Получив у помещика "вольную" Блинов отправился на Волгу, где устроился на пароход "Геркулес", на котором потом прослужил почти четверть века.
В 1977 г. вернувшись в Никольское, изобретатель изготовил "вагон" на гусеничном ходу. Он напоминает во внешнему виду железнодорожный вагон с деревянным кузовом. Но самое интересное было — "бесконечные" рельсы "вагона".
Они представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Ва­гон имел 4 опорных колеса и четыре ведущие звездочки. Вагон предусматривал конную тягу. По существу, это был первый гусеничный прицеп.
Разработав проект "вагона" на гусеничном ходу Блинов пытается заинтересовать предпри­нимателей этой идеей. В 1878 г. купец Канунников, поняв преимущества от внедрения гусе­ничного хода, вошёл с ходатайством в Департамент торговли и мануфактур с прошением о выдаче Блинову привилегии, какова за №2245 была получена год спустя.
Вводная часть гласила: "Привилегия, выданная из Департамента торговли в 1879 г. крестья­нину Федору Блинову, на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и просёлочным дорогам…"
Летом 1880 г. вагон был построен и Блинов испытывает его на грунтовой и даже болотистой местности. Испытания подтвердили работоспособность и преимущества гусеничного хода по сравнению с колёсным.
Затем последовали официальные испытания, о которых "Саратовский листок" писал 8 янва­ря 1881 г.: "Вольск, 23 января… Позвольте поделиться с вами нашими новостями и интереса­ми последних дней. Новость наша самого приятного содержания. Это изобретение г. Блино­ва, обещающее иметь, несомненно, в недалёком будущем громадное экономическое значе­ние. Блинов, изобретатель бесконечных рельсов, делал на днях пробу своей платформы. Платформа с самодвижущимися рельсами, груженная 550 пудами (2000 кирпичей и более 30 взрослых человек народа), запряжённая парой обыкновенных лошадей, на днях проезжала несколько раз по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение. Честь и заслуженная слава г. Блинову, механику-самоучке из крестьян Вольского уезда".
В 1881 г. Блинов начинает строительство "самохода" на гусеничном ходу и спустя семь лет, 1888 г. был изготовлен первый экземпляр "самохода". Он имел устройство по типу вагона, но вместо конной упряжи на нем был установлен паровой котёл машина мощностью 12 л.с. При этом машина развивала скорость 3 версты в час.
Свой "самоход" Блинов выставлял на русских промышленных выставках. В частности, в 1889 г. он был показан в работе на сельскохозяйственной выставке в Саратове. Изобретатель был награждён серебряной медалью. Умер Ф.А. Блинов в 1902 г.

Сейчас производители техники предлагают помимо колёсных минитракторов ещё и гусеничные. В каталогах продукции таких производителей как Goldoni, Valpadana, Ferrari Tractori присутствуют всегда несколько минитракторов мощностью двигателя 35-70 л.с. При этом даже в рамках одной модели есть несколько модификаций трактора с различной шириной постановки гусенец (колеи), которые обозначаются на английском языке wide, normal и narrow.
Какие же преимущества у гусенично­го хода по сравнению с колёсным:

  1. Основные из них — это увеличение силы трения, а следовательно большее тяговое усилие при той же массе;
  2. Обеспечение высокого уровня показателя плавности хода при перемещении по неровным полям;
  3. Большая стойкость к повреждениям поля, так как меньшее давление на грунт, а следовательно и меньшая деформация поверхности почвы;
  4. И, наконец, после прохода, гусенечный трактор оставляет два следа вместо четырех;

Но на самом деле гусенечный ход имеет и недостатки:

  1. Большая шумность;
  2. Меньшая скорость передвижения (обычно до 10 км/ч);
  3. Большее потребление топлива;
  4. Не всегда трактор можно перегнать с участка на участок по дорогам общего пользования;

В настоящее время наблюдается такая тенденция, когда многие производители устанавливают на колёсные тракторы, сдвоенные колеса или просто более широкие покрышки, в целях уменьшения давления на грунт. Для этих же целей любители уменьшают и давление в шинах, тогда возрастает пятно контакта с землей и увеличивается сцепление с почвой.
Всю большую роль гусеничные минитракторы играют на виноградниках. В современном мире когда стоимость земли, топлива, аренды, неизменно растёт, отмечается тенденция по уплотнению посадок виноградника. Но виноградная лоза не любит очень уплотнённую почву, которая остаётся после обычного трактора.
Так, например, фирмой Fort Tractor Company был создан микроминитрактор на гусеничном ходу с двигателем мощностью всего 21 л.с., а шириной всего от конца левой гусеницы до конца правой всего 80 см… Только вы не смотрите, что трактор такой маленький у него всё есть что у взрослого ВОМ и навеска, ну и цена соответственная в США около 20000 долларов.
На гусеничный ход можно поставить и мотоблоки. Только удовольствие это также не дешёвое, та и не всякий мотоблок расчитан на такой «тюнинг», а только тот у которого есть хотя бы нормальный дифференциал, а лучше ещё чтобы были индивидуальный тормоз на каждое колесо. В интернете также можно найти много интересных предложений.