«Сверхлёгкий» мотоблок (9…12 кг, двигатель 1,0…1,5 л.с., 1 передача) — своего рода «ноутбук» дачника. В автомобиле, электричке или автобусе он не займёт много места, зато в огороде сделает работы в несколько раз больше и быстрее сапы. Цена мотоблока — в пределах 3000…3600 грн.
|
Благодаря крючкообразной форме зубьев, фреза «сверхлёгкого» мотоблока эффективно вычёсывает из почвы ещё не успевшие укорениться сорняки и выбрасывает их на поверхность |
|
У мотоблока лёгкой серии (20…30 кг, 2,5…3,5 л.с., 1 передача) конструкция довольно простая: двигатель, вращение от которого с помощью ремня и ведущего (меньшего) шкива передаётся ведомому (большему) шкиву, редуктор, который с помощью цепи передаёт усилие от ведомого шкива на вал фрезы, и фреза — основной рабочий орган. Вот и всё. Цена — 2500…3800 грн. |
|
Современная конструкция редуктора лёгкого мотоблока: две половинки редуктора соединены съёмной скобой (либо болтами), которая позволяет быстро менять изношенные части (подшипники |
|
Типичный представитель мотоблоков среднего класса (40…60 кг, 3,5…5,0 л.с., 1 передача вперёд). Некоторые модели имеют ещё и заднюю передачу, что удобно для маневрирования на густо засаженных участках. Цена — 3700…5000 грн. |
|
Наличие рамы у мотоблока расширяет его возможности: к ней крепятся плуг, окучник, борона, культиватор и т.п. |
|
«Крот-2» (Россия) — самый дешёвый бензиновый мотоблок. Более 25 лет он пользуется стабильной популярностью в России, а в последние годы активно начал осваивать украинские чернозёмы |
|
Московский «Салют» (80 кг, 6,0 л.с., 4+2 передачи) может выполнять вспашку, культивацию, междурядные рыхления, посадку и выкопку картофеля, перевозить грузы. Через его шкивы отбора мощности можно приводить в движение генератор, насос, деревообрабатывающую приставку, метлу, снегоочиститель, сенокосилку. Цена — 4100…4300 грн. |
Российские мотоблоки «Салют» и «Нева» уверено пашут, сажают картофель, окучивают, копают |
А может мотокультиватор, мотосапу или почвофрезу? И вообще, какая между ними разница? Сейчас в названиях мини-техники для обработки садов и огородов имеет место явная путаница. В Украине, ещё с советских времён, существует своя терминология и классификация, за рубежом — другая. Не будем «нагружать» читателя пестротой терминов (пусть в этом разберутся сначала законодатели стандартов) и продолжим наше повествование, пользуясь одним-единственным термином «мотоблок», который более всего прижился в Украине.
Итак, вы решили приобрести мотоблок, но с деньгами вы не спешите расставаться. Ведь мотоблок должен быть, если и не самый дешёвый, то уж во всяком случае, недорогой. Ну и, конечно, чтобы всё умел делать. Посмотрим, что из этого выйдет.
Дешёвые мотоблоки — это те, что полегче, да и мотором послабее. Самые лёгкие (их ещё называют сверхлёгкими) — мотоблоки весом 9…12 кг. В Украине из этой серии есть в продаже немецкий Solo-501Н, японский HondaFG100 и американский Mantis. Универсальными их не назовёшь, но дачникам окажут посильную помощь. Предназначены сверхлёгкие мотоблоки для обработки верхнего слоя почвы на небольших огородах. Конструктивно они не имеют принципиальных отличий, у них одинаковые обороты фрезы и форма ножей, поэтому функционируют они практически одинаково. Фреза сверхлёгкого мотоблока разрыхляет почву до мелкокомковатого состояния и уничтожает сорняки.
Мотоблоки лёгкой серии имеют массу 20…30 кг и мощность мотора 2,5…3,5 л.с. Это немецкий Solo-502, Gart-350, японский F-210, итальянский Euro-2. Они с успехом заменят лопату: легко, быстро и эффективно перелопатят почву «на штык». Эти мотоблоки неприхотливы в работе и довольно просты по конструкции, тем не менее, конструкторы сумели придать каждому из них индивидуальные особенности, чтобы покупатель мог подобрать себе «по вкусу и цвету». Так, например, лёгкие мотоблоки имеют два способа натяжения приводного ремня: с помощью натяжного ролика и смещением двигателя относительно ведомого шкива. Первый способ предпочтительнее, так как двигатель установлен на основании неподвижно. Мотоблоки с подвижным двигателем конструктивно более слабые, сильнее вибрируют. Такие вибрации на руки и тело не покажутся приятными, зато в цене можно выгадать 300…400 гривен, что приятно всем. Определить способ натяжения ремня довольно просто: нажмите на рычаг сцепления и посмотрите на двигатель. Если двигатель при этом начнёт «ползти» по подставке, значит натяжного ролика у мотоблока нет.
Редуктор мотоблока (нога) тоже имеет свои особенности. Самый простой редуктор — неразборный, корпус которого сварен из двух плоских половинок. Его ещё называют необслуживаемым (действительно, попробуйте обслужить, если его невозможно разобрать без разрушения корпуса). При выходе редуктора из строя лучше поменять на новый не редуктор, а мотоблок. Объясняется это тем, что мотоблоки с неразборными редукторами имеют упрощённые негильзованные двигатели, срок службы которых не превышает срок службы редуктора. Эти недорогие мотоблоки делают для тех, кто предпочитает купить новый мотоблок вместо того, чтобы ремонтировать старый (точно так многие поступают с мобильными телефонами, старыми телевизорами, холодильниками и др.). О своих возможностях менять мотоблоки судите сами: речь идёт о сумме 3000…3500 грн. (здесь и далее цены приведены ориентировочные на сезон-2004).
Большинство инофирм предпочитают всё же выпускать мотоблоки с разборными редукторами. Они хоть и дороже неразборных, зато позволяют ставить более прочные и долговечные узлы, включающие подшипники качения, а не скольжения, сальники, пылезащитные шайбы и т.п. Периодически меняя пылезащитные элементы, вы в 3…4 раза увеличите срок службы редуктора и мотоблока в целом.
Не стоит требовать от лёгкого мотоблока, чтобы он пахал. Вспашка — это сложный энергоёмкий процесс, для которого двигатель мощностью 3,5 л.с. явно слабоват. Кроме того, плуг — несимметричное орудие и всегда будет стремиться уводить лёгкий мотоблок в сторону. Да и массы в 20…30 кг недостаточно, чтобы обеспечить сцепление колёс с почвой. Поэтому такой мотоблок плуг не потянет. Хотя в рекламах можно прочитать, что плуг лёгкого мотоблока «сам входит в почву», ножи фрезы «сами заглубляются» даже в мёрзлую (!) почву, а редуктор фрезы «сам режет почву» (ох, уж эти коммерсанты!).
Обратите также внимание на обороты фрезы. Оптимальные обороты для вскапывания огорода на «штык лопаты» — 100…130 в минуту. При 150…180 об/мин хорошо обрабатывать после вспашки верхний слой почвы толщиной 5…10 см и выравнивать поверхность огорода. Если фреза вращается со скоростью 180…200 обмин, вы сможете отлично подготовить посевной слой почвы толщиной 2…5 см для семян любых культур. При оборотах 200…220 в минуту можно эффективно уничтожать почвенную корку и сорняки до появления всходов, а после появления всходов выполнять мелкие междурядные рыхления глубиной 2..3 см и, опять таки, уничтожение сорняков (ведь они всё лезут и лезут!). Не рекомендуем выполнять междурядные рыхления фрезой с оборотами 100…130 в минуту: фреза «уйдёт на глубину» и порвёт боковую корневую систему культурных растений. Есть мотоблоки, у которых скорость вращения фрезы, а соответственно и степень вырезания сорняков, ещё выше — до 320…350 об/мин. Это профессиональные мотоблоки, имеющие к тому же специальное колесо с приводом для вождения мотоблока в междурядьях.
Поскольку лёгкие мотоблоки конструктивно не в состоянии обеспечить весь желаемый диапазон скорости вращения фрезы, подбирайте мотоблок для выполнения тех операций, которые вас более всего «допекают».
Немаловажная деталь лёгких мотоблоков — ручка для их переноски. Фактически она заменяет заднюю передачу. Чтобы оценить, насколько это удобно, представьте, что вы рыхлите мотоблоком почву между рядами малины, «упираетесь» в забор и начинаете разворачиваться. Ох, и поколетесь! Вот здесь ручка и пригодится: приподнимайте мотоблок, разворачивайте на 180 градусов и можете двигаться в обратную сторону. Если ручки нет, поневоле схватите рукой горячий двигатель. Ожог гарантирован.
Относительно «сердца» лёгкого мотоблока. Хорошо зарекомендовали себя двигатели “Honda”, “Tecumzeh” и “Briggs&Stratton”. Принципиального различия между двумя последними вы не заметите. Важно, чтобы сервис и запчасти были в наличии. А вот моторы “Honda” работают тише, меньше вибрируют, но и стоят подороже.
Теперь поговорим о самом популярном, среднем классе мотоблоков весом 40…60 кг (Solo-503, Solo-508, Viking-VH500, Gart-550, Husqvarna-T, Jonsered-JFT5, Euro-5. Они имеют мощность двигателя 3,5…5,5 л.с., фрезу захватом 50…80 см и такой же принцип передачи вращения от двигателя к фрезе, как у лёгких мотоблоков. Вот только ремни да цепи будут потолще, а значит и усилие они передадут побольше. Если у лёгких мотоблоков диаметр фрезы до 25 см, то у средних — 30 см, т.е. рыхлить они могут глубже. Ширина захвата фрезы, а значит производительность, больше в 1,5…2,0 раза. Благодаря своей массе, мотоблок фрезерует почву более уверенно и основательно. После приобретения практических навыков, управлять им довольно легко.
Мотоблоки среднего класса с двигателем 5,0…5,5 л.с. имеют, как правило, заднюю передачу. В принципе это удобно, но если ваш участок не пестреет 10…30 видами культур, кустами, деревьями, шпалерами, заборами, если на краю огорода имеются места для разворота мотоблока, можно сэкономить деньги (15…30%) за счёт приобретения односкоростного мощностью 3,5 л.с.
Технологическая масса мотоблоков среднего класса уже позволяет навешивать сзади на них различные почвообрабатывающие орудия (окучник, культиватор, борону и т.п.), что существенно расширяет возможности мотоблока в огороде. Можете попробовать поработать и с плугом. Правда, не у всех это получится. Тут сноровка нужна, да и почва не тяжёлая (вообще-то, чтобы пахать, нужен мотоблок массой не менее 70 кг, догруженный противовесами до 120…150 кг). Для работы с плугом вместо фрезы устанавливают металлические колёса с грунтозацепами. Плуг навешивается сзади мотоблока с помощью специальнойсцепки. Обязательно догрузите мотоблок металлическими чушками, которые можно прикрепить на колёсах и спереди мотоблока. А теперь пробуйте. Глубоко не вспашете (у мотоблока клиренс невысокий), но перевернуть верхний слой почвы толщиной 10…12 см всё же удастся.
Ну, а если не удастся, то обратите внимание на мотоблоки весом 60-70 кг с усиленным редуктором, приводным ремнём повышенной прочности и двигателем мощностью 5,0…5,5 л.с., но с бóльшим моторесурсом (Solo-504, Viking-VH600). У таких мотоблоков две передачи вперёд, одна из которых — силовая — обеспечивает пониженные оборотырабочего вала для работы с плугом, окучником, картофелекопалкой. Работать с такими мотоблоками довольно комфортно, потому и обработать ими можно раз в 10 больше земли. Это полупрофессиональные мотоблоки, предлагающие огороднику компромиссное решение: мотоблок по цене ниже профессионального и с гораздо большими возможностями, чем у любительского.
Мы рассказали Вам о мотоблоках стоимостью 3000…7900 грн. А если у Вас этих денег нет? В этом случае рекомендуем обратить внимание на российскую технику. Самый дешёвый в Украине мотоблок — российская «Надежда». Электрический двигатель мощностью 1100 Вт, цепной редуктор, 50 кг массы, 50 метров кабеля, защита оператора, большая фреза и активный окучник пропеллерного типа сделали его в России самым популярным. Надёжность «Надежды» высокая. С бензином, маслом, карбюратором, свечами, зажиганием и прочими «прелестями» двигателей вы вообще не будете иметь дела.
Самый дешёвый бензиновый мотоблок — «Крот». На протяжении 25 лет этот неказистый с виду 50-килограммовый «москвич» пользуется стабильным спросом. Популярен он и в Украине. Небольшой 2-тактный двигатель мощностью 2,6 л.с. на удивление легко справляется с фрезой. «Крот» может работать с плугом и даже тянуть прицеп! Последняя модификация «Крот-2» имеет заднюю передачу.
Из тяжёлых мотоблоков известна «Нева-2К» (100 кг) и более современный «Салют» (80 кг). Оба мотоблока выпускаются как с российскими, так и с американскими двигателями “Briggs&Stratton”, имеют 4 передачи вперёд и 2 назад. У «Салюта», в отличие от «Невы», 2 приводных ремня вместо одного и зубчатая передача в редукторе вместо цепной. Эти мотоблоки способны работать с плугом, культиватором, тянуть тележку с грузом до 500 кг. С российскими двигателями «Нева» стоит 3100…3400 грн., а «Салют» 4100…4300 грн. С импортными двигателями цена на 20…30% выше.
Покупать российскую технику можно рекомендовать тем, кто с техникой на «ты». А учитывая, что «кулибиных» у нас хватает, мало кого пугает необходимость периодически менять ремень или цепь, регулировать карбюратор, зазор в свече, тем более, что двигатель мотоблока на порядок проще автомобильного. Поэтому российские мотоблоки популярны и в Украине…
ПРИМЕЧАНИЕ: Приведены цены 2004 года.
Статья взята из журнала «Дом, сад, огород» в №3, 2004, с.17-19