Все бензопилы, производимые фирмой «Хускварна АБ», оснащены пильными цепями с маркировкой «Husqvarna LOW VIB» («низкая вибрация»). Как показывает значительный опыт эксплуатации и специально проведенные испытания, это лучшие цепи для профессиональной работы. Особенность конструкции этой цепи позволяет снизить вибрацию на рукоятках пилы на 30%. Это значительно снижает утомляемость, увеличивает производительность работы и повышает ее безопасность.
По отзывам лесозаготовителей, кроме перечисленных преимуществ, цепи «LOW VIB» более надежны, особенно в зимний период эксплуатации, когда из-за плохой смазки и слабого натяжения цепей происходит образование трещин на их звеньях, и, как следствие разрывы цепей.
Практика показывает, что даже самый совершенный инструмент очень легко привести в негодность. Пильная цепь «LOW VIB» — это чудо конструкторской мысли и современной технологии: несколько десятков резцов, двигающихся по опорным поверхностям пильной шины со скоростью 20 метров в секунду или 72 км в час! Обычно такие скорости обеспечиваются с помощью катящегося колеса, а в нашем случае по металлическим направляющим скользят опорные поверхности звеньев пильных цепей, которые оператор прижимает к пильной шине, нажимая на рукоятки пилы. И чем тупее цепь, тем больше прикладываемое усилие, пытающееся заставить цепь пилить, тем хуже смазка, тем быстрее изнашивается опорная поверхность шины и звеньев пильной цепи.
Чтобы снизить износ цепей и пильных шин, необходимо соблюдать несколько условий.
1. Правильное комплектование пильного аппарата. Оптимальным сочетанием следует считать такое соотношение: 1 пильная шина, 3 цепи и одна ведущая звездочка. Долговечность этих элементов в среднем соответствует этому соотношению. Важно, чтобы цепи менялись через 1-2 рабочие смены, независимо от остроты режущего зуба, а пильная шина через те же 1-2 смены переворачивалась вокруг своей оси – это обеспечит равномерный износ элементов. Дело в том, что по мере износа шаг пильных цепей увеличивается, изнашиваются ведущая и ведомая звездочки. При правильном сочетании износ происходит равномерно. Если же на изношенную ведущую свездочку ставится новая цепь, получается несовпадение шага, следствием чего является ускоренный износ или даже обрыв пильных цепей.
2. Хорошая смазка – важный фактор успешной работы пильной цепи, пильной шины и пилы в целом. Основное правило – масляный бак должен вырабатываться одновременно с топливным, т.е. если вырабатывается топливный бак, а в баке для масла осталось полбака, нужно или увеличить подачу масла топливным насосом, или сделать масло более жидким. Но в любом случае топливный бак должен заканчиваться несколько быстрее, чтобы не оставлять систему смазки, цепь и шину без масла.
Сложность выполнения этого условия заключается в изменении вязкости масла в зависимости от температуры. Масло, которое прекрасно работает летом, зимой превращается в застывшую массу, не желающую вылезать из масляного бака. Необходимо взять менее вязкую жидкость или разбавить ею обычную смазку. Лучше всего для этих целей подходит керосин или солярка, обычно 25% от объема вполне хватает. Используя регулировку насоса и вязкость масла достаточно, легко подобрать их сочетание для того, чтобы выработка топливного и масляного бака происходила одновременно. В процессе пиления необходимо постоянно контролировать поступление масла на пильный аппарат. Для этого нужно направить ось пильной шины на светлую поверхность и нажать на курок газа. На поверхности должна остаться масляная полоса. Если ее нет, нужно прекратить работу, осмотреть и прочистить пильную шину, отверстие для выхода смазки на пиле, и добиться поступления смазки на пильный аппарат.
3. Правильное натяжение пильной цепи. При правильном натяжении цепи ее опорные поверхности на нижней части пильной шины касаются направляющих. Натяжение следует постоянно контролировать в процессе работы и корректировать по мере необходимости.
4. Правильная заточка режущих звеньев.
Заточка влияет на усилие, прикладываемое к рукояткам пилы, на производительность работы, на долговечность пильного аппарата. Даже выход цилиндро-поршневой группы часто происходит из-за попыток пилить тупой цепью.
Основными признаками затупления пильной цепи являются возрастание усилий надвигания. Появление мелкой древесной пыли в стружке и уменьшение размеров самой стружки. Чем больше пыли и меньше стружка, тем тупее цепь.
Заточка цепей производится с помощью специальных цилиндрических напильников и на станках. Лучшая заточка пильного зуба по остроте достигается напильниками, но для этого нужен навык. Однако, на 8-15 подточек напильниками нужно один раз переточить цепь на станке для восстановления первоначальной геометрии режущего зуба. Переточка на станке необходима при попадании цепи на камень или другой прочный предмет. Напильник и станок – это не альтернатива , а дополнение одного другим для достижения лучших результатов. Но есть предприятия, где точат только напильником или только станком, и получают достаточно хорошие результаты.
При заточке режущих звеньев необходимо постоянно контролировать высоту ограничителя глубины пропила и корректировать его в соответствии с рекомендуемыми инструкциями по эксплуатации.
На лесозаготовительных предприятиях встречаются случаи как большого снижения ограничительного выступа (по мнению местных «умельцев», увеличиваем снижение – цепь будет работать быстрее). Но это неверно; при большом снижении ограничительного выступа у пильного зуба при пилении передняя часть приподнимается, уменьшая величину стружки, могут начаться обрывы цепей, увеличивается износ пятки зуба. Малое снижение ограничительного выступа обычно встречается у вальщиков, затацивающих пильную цепь только напильником. Встречались цепи, у которых ограничитель выше зуба, т.е. толщина стружки должна быть меньше нуля, а цепь пилит (!), но при этом идет повышенный износ всех опорных поверхностей, так как нужно давить на цепь.
Все особенности заточки пильных цепей и ухода за пильным аппаратом, анализ ошибок в обслуживании пил и пильных аппаратов можно узнать из инструкции по эксплуатации, которая дается с каждой пилой, конечно, если ее прочитать (к сожалению, это случается достаточно редко). Руководители и организаторы производства, заставляйте подчиненных читать инструкции, не жалейте на это время! Узнаете много полезного сами и сэкономите деньги на непредвиденных потерях из-за ошибок обслуживающего персонала.
В сервисных центрах можно приобрести любое необходимое для обслуживания пил и пильных аппаратов оборудование и приспособления. Например, для заточки цепей можно приобрести специальные наборы, включающие в себя напильники, шаблоны, направляющие для напильника, гарантирующие правильную геометрию заточки, отдельно напильники и специальные рукоятки, заточные станки различной мощности и производительности. Для ремонта цепей — специальные маленькие прессы для разборки и раскатки соединений звеньев пильных цепей. Это оборудование спроектировано и изготовлено производителями пильных цепей, что гарантирует качество соединения на уровне заводов-изготовителей. Соединение цепей с помощью молотка порождает, кроме плохого качества клепки, новые проблемы: звенья деформируются, и цепь рвется в том же месте, по поврежденным молотком звеньям.
Затраты на пильный аппарат составляют значительную часть всех эксплуатационных расходов. Если вы хотите их уменьшить, с покупки приспособлений и оборудования для ремонта пильных цепей и их заточки. И главное! Читайте и соблюдайте инструкцию по эксплуатации. Действуйте по принципу: не делай то хорошее, что тебе таким кажется, а делай то, что велит инструкция.
Андриан В.А.