В последнее время наряду с крупными агрохозяйствами растет и число небольших фермерских хозяйств, приусадебных участков, садов, огородов, теплиц… Все эти угодья нуждаются в многофункциональной сельскохозяйственной технике. В то же время большие тракторы для работы на таких относительно небольших территориях просто неуместны: это лишние расходы на эксплуатацию и обслуживание техники, на оборудование тракторного парка, не говоря уже об изначально высокой стоимости самого трактора и дополнительного к нему оборудования. Поэтому для удовлетворения потребности в сельскохозяйственной технике небольших агрохозяйств, сельскохмашиностроители выпускают специальные машины — так называемые мини-тракторы.
Большой популярностью у отечественных аграриев пользуется мини-трактор «Беларус-132Н» производства РУП «Сморгонский агрегатный завод» (филиал ПО МТЗ). Эта многофункциональная машина тягового класса 0,2 имеет габариты всего 2 500 мм в длину, 1 000 мм в ширину, 2000 мм в высоту и конструкционную массу 457 кг. При этом мини-трактор выполняет все те же виды работ, что и тракторы малого и среднего классов: агрегатируясь с соответствующим навесным оборудованием, он может пахать, бороновать, культивировать, осуществлять междурядную обработку картофеля и свеклы, косить сено, транспортировать грузы и т. д.
Номинальная мощность мини-трактора составляет 13 л. с., тяговое усилие — 2,0 кН. Кроме того, в отличие от мини-тракторов других марок, «Беларус-132Н» имеет шарнирно-сочлененную раму, в результате складывания которой он поворачивается. Такая конструкция делает мини-трактор высокоманевренным, уменьшает радиус поворота (до 2,5 м), увеличивает проходимость в труднодоступных местах. В частности, не проблема для «Беларус-132Н» и заезды на бордюр, и преодоление канав — благодаря хорошо продуманному устройству сцепного узла обе части рамы могут не только поворачиваться в горизонтальной плоскости, но и наклоняться в стороны.
Под капотом у «Беларуса-132Н» — одноцилиндровый карбюраторный двигатель японского производства с электронным зажиганием. В картер двигателя заливается масло, а в 20-литровый топливный бак — бензин. При этом мини-трактор необычайно экономичен: удельный расход топлива в номинальном режиме составляет всего 313 г/кВт.ч, что при современных ценах на бензин особенно актуально.
Главная же конструктивная особенность мини-трактора «Беларус-132Н» — это возможность включения полного (!) привода простым переводом рычага. Предусмотрена также блокировка межколесного дифференциала, гидравлическая задняя навеска, двухскоростной вал отбора мощности (синхронный и зависимый), реверс заднего-переднего хода, стабилизатор оборотов двигателя, стояночный тормоз и регулируемая колея колес — все эти функции существенно повышают эффективность работы «Беларуса-132Н» с различным навесным оборудованием и, в результате, дают возможность маленькому трактору выполнять нешуточную работу.
Предлагаемый ассортимент навесного оборудования к трактору очень широк: завод-производитель выпускает не только все необходимое для проведения сельхозработ (плуг, фреза, борона, культиватор, окучник, сенокосилка, кормораздатчик и т. д.), но и большой набор оборудования для работы коммунальных служб (щетка, отвал, снегоочистительный агрегат, трелевочное приспособление, прицеп-разбрасыватель и пр.). Кроме того, учитывая высокую проходимость и маневренность, малые габариты и высокую (почти 18 км/ч) скорость мини-трактора, его можно использовать и для развлечений — на рыбалке или на охоте.
А если принять во внимание то, что маленький трактор проще по конструкции и экономически выгоднее более крупной техники, становится понятным, что «Беларус-132Н» — это незаменимый помощник в небольшом хозяйстве.
По материалам сайта Укравтозапчасть